1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопросы священнику. Новые ответы

Печать

Written by Протоиерей Михаил Воробьев

В чем каяться на исповеди? Возможна ли гармоничная семейная жизнь с человеком другой веры и культуры? Есть ли у каждого человека в жизни призвание, предусмотренное Богом? Как его найти? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

протоиерей Михаил ВоробьевНекоторые священнослужители говорят, что молиться надо только за себя, иначе Господь будет попускать болезни. Пожалуйста, поясните, так ли это? Юрий

Было бы любопытно увидеть священнослужителя, который запрещает молиться за ближних. Но, вероятнее всего, вы просто не поняли священника. Христос призывает нас выйти из границ эгоизма, увидеть боль и беду тех, кто находится рядом, помочь им делом, добрым словом и, прежде всего, молитвой. Если вы бывали на литургии или на молебне, или на панихиде, вы не могли не обратить внимания на огромное число записок, которые читаются во время богослужения. Для неопытного в молитве человека бесконечное перечисление имен может даже показаться утомительным. Поминальная записка, поданная священнику или дьякону - это и есть наша молитва за дорогих нам людей. При этом собственное имя принято писать последним.

Открыв молитвослов, вы увидите множество молитв не о себе, а о других людях: о своем духовном отце, о детях, о путешествующих, о заключенных и так далее…

Другое дело, что для того, чтобы наша молитва о ближних была правильной и действенной, нам самим необходимо становиться совершеннее, чище, добрее, приобретать большую духовную проницательность. А для этого нужно молиться о себе: о прощении собственных грехов, о преодолении дурных наклонностей и страстей, о смирении и терпении в перенесении скорбей, о прибавлении ума и о многом другом, что необходимо человеку, стремящемуся стать ближе к Богу.

Здравствуйте, батюшка. У меня душевная болезнь. Сейчас мне 39 лет. Лечился у разных врачей. Один ставит диагноз "шизофрения", другой говорит, что это не шизофрения, а невроз. В моменты обострения были ужасные ситуации, как я сейчас понимаю, был подвержен воздействию бесов. И в связи с этим вопрос: могу ли я самостоятельно определить, одержим я или нет, и в чем смертный грех душевнобольных? Гордость, уныние? В чем каяться на исповеди? Я, готовясь к первой в жизни исповеди, много думаю о своей жизни, каюсь в грехах, но сразу в мыслях нахожу оправдание или "виновных" - и это тоже грех. И можно ли после исповеди пройти Чин отчитки архимандритом Германом Свято-Троице-Сергиевой Лавры с помощью видеозаписи?

В повествовании об исцелении человека родившемся слепым (Ин.9) говорится о недоумении учеников Иисуса Христа, не понимавших за что страдает человек, не совершивший никакого греха.

Христос объясняет, что врожденная слепота не является наказанием, но предназначена для того, чтобы в полноте было явлено всемогущество и милосердие Божие. Кому-то такое действие Промысла Божьего может показаться жестоким. Однако нужно уметь оценить радость, охватившую взрослого человека, впервые увидевшего свет, а кроме того, помнить, что христианин верит в личное бессмертие и Вечную жизнь, перед величием которой умаляется всякая человеческая печаль. Как говорит апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).

Люди, страдающие безвинно, в том числе и душевнобольные несут тяжкий крест служения ближнему. Это служение заключается в пробуждении сострадания, в побуждении к милосердию, в преодолении себялюбия, равнодушия, ожесточения. Нести крест душевной болезни очень нелегко, но никакой истинный крест не бывает легким, а Бог никому не посылает испытания сверх его сил.

Для того, чтобы получить облегчение в страданиях, старайтесь глубже погружаться в церковную жизнь. Даже если причина вашего заболевания заключается в непосредственном бесовском наваждении, злые духи отступят перед постоянной молитвой, частой Исповедью и Причастием.

Безусловно, самооправдание, стремление найти того, на кого можно переложить вину за свои неблаговидные поступки – тяжкий грех. Так же как гордыня, высокомерие и уныние. Нужно помнить, что грехи изживаются не сразу, иногда на протяжении целой жизни. Для борьбы с грехом необходимы немалые душевные силы. Укрепить их может только молитва и Таинства Церкви.

По настоящему христианская жизнь – это труд и подвиг. Не следует искать легких путей. Нужно просто жить в Церкви с верой в сердце. Так называемая «отчитка» вряд ли принесет вам пользу. Надеясь на чудодейственную помощь старца, вы можете легко забыть о необходимости собственных усилий. И уж конечно ни в коем случае нельзя прибегать к видеозаписям всевозможных чинопоследований изгнания бесов. Это – профанация и оскорбление священнодействий.

Возможна ли гармоничная семейная жизнь с человеком другой веры и культуры? Ольга

Все зависит от степени веры и знания культуры. В советское время с его повальным атеизмом и поверхностным отношением к национальной культуре, межнациональные браки были весьма распространены и оказывались весьма прочными. Однако для человека глубокой веры жить рядом с человеком, деятельно исповедующим другую религию, бывает очень не просто. Неизбежно возникает проблема выбора традиции при воспитании детей. Столь же непросто решать проблемы практической религиозной жизни, например, проблему воздержания от супружеских отношений во время поста.

Брак с человеком иной веры не запрещается церковными правилами, однако он не может стать совершенным с церковной точки зрения, так как Таинство Венчания с иноверцем невозможно. Однако невозможное в настоящем времени может оказаться возможным в будущем. Верующая жена, наглядно представляя главные христианские добродетели: смирение, терпение, трудолюбие, мудрость, - может убедить мужа в благодатной силе православной веры.

Не следует забывать и о великой силе любви, которая помогает устранять все противоречия и создавать гармонию разных характеров и мировоззрений.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли у каждого человека в жизни призвание, предусмотренное Богом? Как его найти? Валерия

Безусловно, у каждого человека есть свое жизненное призвание и свой талант. Ведь всякий человек носит в себе Образ Божий и, следовательно, не может быть абсолютно бесталанным.

Что касается призвания, то следует вспомнить первую заповедь, данную человеку Богом : «хранить и возделывать рай» (Быт.2,15). Эту заповедь никто не отменял, поэтому всякий человек, особенно христианин, обязан превращать окружающее его жизненное пространство в прямом и переносном смысле в райский сад. Это означает, что наше первое призвание состоит в том, чтобы рядом с нами другим людям жилось теплее, уютнее и радостнее, чем без нас. Преподобный Серафим Саровский говорил об этом призвании человека такими словами: «Стяжи в себе дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». И даже, если рядом с нами спасутся не тысячи, а хотя бы единицы, мы выполним свое призвание, и наша жизнь будет оправдана в глазах Господа.

Призвание большинства людей заключается не в том, чтобы совершить что-то неповторимо великое.

Только талант иногда бывает сокрыт, а кроме того, по природе своей может быть таким, что его ценность является очевидной для немногих. Более того, само это желание - просто психологически замаскированное желание известности, славы, то есть — самая обыкновенная гордыня. А вот доброты, милосердия, жизни по заповедям Иисуса Христа очень многим кажется малоценным.

Отправляя учеников на проповедь и предупреждая их о неизбежных трудностях апостольского служения, Господь Иисус Христос с большим уважением говорит о тех людях, которые не имеют проповеднического дара, но обладают не менее драгоценным талантом сострадания: «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42).

Жены-мироносицы, которых мы вспоминаем всегда, когда речь заходит о Воскресении Христа, не обладали никакими особыми дарованиями, но имели призвание деятельной любви, призвание исполнения нравственного долга.

Такое призвание и сопровождающие его таланты милосердия, сострадания, любви, талант терпеливого служения ближнему, есть у всякого человека. И это призвание должно быть исполнено.

В фильме о святых матери Елене и царе Константине Никита Михалков комментировал убийство Константином родного сына. Это известие для меня стало шоком. Может быть это ошибка историков? Антонина.

Из песни слова не выкинешь. Действительно, в 326 году сын императора Константина Великого Флавий Юлий Крисп был казнён по приказу своего отца. Юноша стал жертвой происков своей мачехи, второй жены Константина Фаусты, обвинившей Криспа в попытке изнасилования. Таким образом коварная женщина пыталась сделать наследниками престола своих сыновей.

Обман был раскрыт, и через месяц после казни сына Константин приказал запереть жену в бане, где она задохнулась от жара.

Чудовищное преступление против христианской нравственности свидетельствует, во-первых, о том, насколько извращенными были нравы в умиравшей языческой империи и насколько глубоко укоренились они в сознании даже тех римлян, которые искренне желали стать христианами. С другой стороны, благодаря сохранившемуся историческому свидетельству, мы понимаем степень душевного переворота, совершившегося в совести Константина, колебавшегося между язычеством и христианством и все же крестившегося через 11 лет после описываемых событий.