1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопросы священнику. Новые ответы

Печать

Written by Воцерковление.ru

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

Здравствуйте, принято ли венчаться во втором браке? Первый брак был без венчания, есть ребенок. Наталия

протоиерей Михаил ВоробьевПравославная Церковь допускает заключение второго церковного брака, и совершает в этом случае Таинство Венчания с некоторыми особенностями в чинопоследовании. Вступающие во второй брак должны быть верующими людьми, крещеными в Православной Церкви, не связанными иными брачными обязательствами.

Если кто-то из вступающих во второй брак состоял ранее в церковном браке, необходимо получить благословение правящего архиерея той епархии, в которой был заключен первый брак или той, в которой предполагается заключение второго, на совершение повторного Венчания. 

Если кто-то из вступающих во второй брак ранее состоял в гражданском браке, необходимо оформление развода в соответствии с государственным законодательством.

Для вступления во второй брак вдовца или вдовицы православного вероисповедания нет никаких канонических препятствий.

Таинство Венчания совершается после государственной регистрации брака.

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Отец ДимитрийМне 33 года, делала аборты, исповедовалась в этих грехах, осознала, но каждый день со слезами молюсь, и не могу, меня эти грехи преследуют, я только об этом и думаю. Что мне делать? Что надо опять идти исповедоваться в этом вопиющем грехе? Наталия

Исповедоваться в уже исповеданных и больше не повторявшихся грехах нельзя. Мы же не идем повторно к стоматологу удалять уже удаленный зуб, даже если челюсть в этом месте до сих пор раскалывается от боли. А если хотим убрать еще и боль, нужно помнить, что сама собой она сразу все равно не утихнет. И уж конечно, боль не пройдет, если мы будем постоянно расковыривать уже начинающую заживать болячку. Так и с грехом – он раскаян, исповедан, и нужно раз и навсегда дать себе отчет в том, что этого греха больше с нами нет. И Господь простил нам его не для того, чтобы мы все силы своей души тратили на самобичевание и терзания о том, чего уже не вернуть никаким покаянием. Зло исправляется добром и только добром, так что силы вам еще пригодятся, не тратьте их понапрасну.

Здравствуйте! Моя проблема в том, что уже три года пытаюсь воцерковиться и никак не могу. Не могу нормально молиться, все время ожидаю чего-то от молитвы, что она принесет мне облегчение или какой-то покой, утешение. Понимаю, что это грех, читала об этом, искренне пыталась избавиться, но все равно, как только готовлюсь к молитве или молюсь, возникает это чувство, как будто душа хочет что-то получить от молитвы. Даже если пытаюсь бороться с этим, все равно это побеждает меня, а после такой молитвы мне делается совсем нехорошо, появляется мысль, что такой молитвой я только умножаю свои грехи и, возможно, даже расстраиваю свои нервы. Часто пишут, что такое бывает от гордости и отсутствия чувства покаяния в молитве, но что поделать, если его нет, хотя я осознаю свои грехи и отнюдь не считаю себя безгрешной. Подскажите, что мне делать, порой совсем прихожу в отчаяние, ведь к прежней жизни не вижу возврата, а здесь топчусь на одном месте и еще больше закапываю себя в яму. Виктория

Здравствуйте, Виктория! Интересно, в какой книжке вы прочитали, что молиться нужно для того, чтобы усилить в себе чувство тревоги, отчаяния и тяжести на душе? И что молиться нужно исключительно с каменным сердцем и стиснув зубы, чтобы не дай Бог, не растрогаться? Да, не нужно искать в молитвах какой-то экзальтации, восторга и умиления. Но покой, облегчение, утешение, все то, что люди, прожившие с Церковью не один десяток лет, пытаются снова найти в молитве, дающейся им теперь с трудом, через «не хочу», через свинцовую усталость и уныние… Не лишайте себя этих великих радостей неофитства, пока Господь дает вам это утешение, радуйтесь ему, как ребенок радуется материнской ласке. Потому что пройдет время, и Господь отнимет эту радость. Молитва станет величайшим трудом, и Бог скроется от нас, а нам станет одиноко и холодно. Так мать прячется от ребенка, он плачет и зовет ее, но она уже не откликается на его голос. Потому что иначе ребенок так никогда и не научится переползать через порог самостоятельно, в ту комнату, где мать ждет его, затаив дыхание, чтобы снова обнять свое чадо и прижать к своему сердцу.

Здравствуйте! На больших службах вижу у одновременно присутствующих священников головные уборы разного цвета: бордового, фиолетового, синего, черного.С чем это связано? (Извините за безграмотность: не знаю правильных названий) С уважением Т.В. Татьяна Васильевна

Здравствуйте, уважаемая Татьяна Васильевна. Разнообразные цвета камилавок (именно так называются головные уборы священнослужителей, которые вы видели) связаны исключительно с тем, что до соответствующего недавнего указа патриарха Кирилла, регламентирующего цветовое однообразие этих головных уборов, каждый носил камилавку такого цвета, какого ее сшили на том или ином церковном заводе. А ткань и фантазия у каждого завода были свои. Так что через год-другой эти головные уборы станут одного цвета у всех – фиолетового. За исключением монашествующих священнослужителей – их головные уборы (клобуки) так и останутся черными.

Подскажите пожалуйста, через какой минимальный срок после рождения можно крестить младенца. Светлана

В случае крайней нужды (угроза жизни ребенка) крестить можно непосредственно после рождения, прямо у кровати роженицы. А традиционный срок, после которого крестят детей в Русской Православной Церкви, составляет сорок дней.

Добрый день! У меня такой вопрос: нужно ли крестить детей в раннем возрасте? Разве человек не должен сначала понять и научиться, и только потом креститься? Ведь после этого обряда дети не будут ходить с Богом в сердце, зачем тогда их принуждать к этому? И ведь может случится так, то с возрастом человек поймет что ему нужен Бог, только в другой интерпретации? Например, поверит в карму, нирвану и поймет, что ему ближе буддизм? Анастасия

Добрый день, Анастасия! Детей в Православной Церкви крестят по вере восприемников -крестных, которые и берут на себя ответственность за то, чтобы их крестник рос православным, и не «ударился» впоследствии ни в нирвану ни в еще какой-нибудь атеизм. Если крестные подходят к своим обязанностям ответственно, носят ребенка в храм на причастие, объясняют ему Евангельские заповеди, словом и делом, личным примером учат его нравственной христианской жизни, то он, когда вырастет, ни за что не променяет свет Христовой истины на тусклый блеск других религиозных побрякушек. Если же нет… если даже родные родители не собираются воспитывать в ребенке настоящего христианина… Тогда да, лучше ему сначала подрасти. Вообще же, в идеале, к каждому желающему принять крещение, подход должен быть свой и индивидуальный, что, к сожалению, не всегда осуществимо в сегодняшнее время.

Благословите, батюшка! Как Церковь относится к подзахоронению в одну могилу второго усопшего родственника, как делается это сейчас часто? Ведь усопшие лежат друг на друге, не осквернение ли это праха человека, который уже там покоится, не тяжело ли ему, ведь мы не знаем его воли, может он этого не хочет? Так подзахоронили моего отца к его маме, оба православные. Теперь не знаю, какой памятник им установить, чтобы было правильно, по православному. Поставить на одной общей могиле два креста рядом, чтобы при всеобщем воскресении каждому достался свой крест? Нужны ли будут душам при воскресении эти кресты на могилах? Или будет достаточно нательного крестика и того, что был вложен в руки усопшего при погребении, а на общей могиле можно поставить один крест? По этой же причине сомневаюсь в правильности нарисованного на памятнике крестика, думаю, что правильней установить памятник в виде креста. Обязательно ли крест должен быть установлен в ногах покойного? С уважением, р.Б. Ирина.

Бог Благословит! Дело в том, что состояние тела усопшего человека совершенно никак не влияет на состояние его души. Есть традиция захоронений, имеющая значение для живых, но никак не для усопших. Ставить крест в ногах, чтобы тело лежало как бы лицом к нему – традиция, отражающая нашу, живых, веру в то, что усопший любил Бога и все свое упование после смерти обратил ко Христу и его Распятью, как главному средству нашего спасения. Крест - это и знамение для нас, живых, что в этой могиле лежит православный христианин, а не иудей, со звездой Давида на постаменте, не мусульманин с полумесяцем на обелиске. Для живых же делаются памятники, как свидетельства нашей любви к погребенному здесь человеку и памяти о нем. Для живых же вырезаются на монументах имена и эпитафии, чтобы живые же помнили и знали, кто здесь лежит и чем он был для них дорог. И конечно же по воскресении Господь создаст для нас новые тела, иначе откуда бы восстали съеденные зверями в лесах и рыбами в море, где бы нашли себя распавшиеся на атомы в огне Хиросимы и как бы воскресли святые, мощи которых разнесены по разным странам более чем на сотни частей? Так что, не переживайте. Для усопших важна лишь наша молитва и наши добрые дела, а сколько уж их там похоронено в одной могиле – не имеет совершенно никакого значения.

Все детство мне забивали в голову родители, что нам нельзя ходить в церковь и священники плохие люди. 3 года назад вышла замуж за верующего человека, против воли матери (мы обвенчались, я воцерковилась), моя мама вообще категорически отказалась со мной и моей семьей общаться. У меня была попытка с ней поговорить, но она мне сказала "ты мать потеряла", назвала меня сумасшедшей и сектанткой. Я больше сама не хочу ее видеть и, мне кажется, не люблю. Грех ли это, ведь в заповеди написано "почитай отца и мать свою". Оля

Ольга, но ведь в заповеди написано и то, что «враги человеку домашние его», а так же, что «кто любит отца или мать больше Меня, тот недостоин Меня». Так что, не переживайте. А любовь к матери совсем не ограничивается одним только общением. Что значит любить по-христиански? Желать ближнему спасения. Разве вы не желаете, чтобы ваша мать спасла свою душу? Вот и молитесь за нее. А там уж она сама решит, хочется ей в Царствие Божие или нет.

Мою жену позвали быть крестной матерью для девочки. Поскольку в настоящее время мы проживаем в другом городе, возможно ли ей провести огласительную беседу в Москве, а приехать крестить ребенка в Саратове? Александр

Можно, почему же нельзя. Только пусть привезет какую-нибудь справку об этом из того храма, где она будет проходить оглашение, и (или) будет готова четко и осознанно ответить на все вопросы уже нашего священника, который будет крестить, касательно обязанностей крестной матери, основ нашего православного вероучения и жизни по Евангелию.

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно использовать масло, освящённое на мощах святых и какую молитву нужно читать? Георгий

Если честно, никто в Православной Церкви не знает четкого ответа на ваш вопрос. Кто-то благоговейно помазывает таким маслом больные места, кто-то капает его в приготовленную пищу, кто-то добавляет в лампадку, а кто-то мажет им стены своего жилища. При этом некоторые читают целые акафисты святому, а некоторые ограничиваются простою молитвой: «Святый отче Георгие, моли Бога о нас!». Еще, есть люди, у которых такое масло просто стоит на полочке, пока не полимеризуется. По вере вашей да будет вам, как говорится.

Здравствуйте! С душевным трепетом воспринял известие о благословлении Святейшим Патриархом Кириллом на празднование Собора Саратовских святых! Не могли Вы, в порядке исключения, опубликовать или здесь на сайте, или дать сноски на тексты тропаря, кондака, канона, акафиста Собору Саратовских Святых??? С уважением р.Б. Георгий.

Ответ редакции сайта:

Тропарь и кондак вы можете найти в службе Сбору Саратовских святых здесь: http://www.mineya.ru/files/saratov_stt.pdf