1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопрос-ответ

Печать

Written by Взгляд-инфо

В сентябре в выпуске «Взгляд – Православие» было опубликовано интервью с клириком Свято-Троицкого собора Саратова иеродиаконом Паисием (Шурухиным). Речь в нем шла о крещении детей, о необходимой для этого подготовке, ответственности крестных и родителей. После выхода интервью наш читатель обратился к отцу Паисию с вопросами. Так как подобные вопросы возникают у многих людей, ответы на них мы решили опубликовать.

  Об ответственности крестных

Как быть, если крестная отказывается выполнять свои обязанности и никак не приобщает крестника к церковной жизни?
 
otvkrДля начала необходимо немного сказать о том, для чего человек принимает крещение. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16), – говорится в Евангелии.  Крещение как духовное рождение человека поставляет его на путь спасения от греха, смерти, диавола. Это путь, ведущий человека в вечное блаженство общения с Богом, в вечную жизнь, где нет места порокам, болезням, а есть только всеобъемлющая благодать и любовь Божия.  Земная жизнь человека – это время, в течение которого он своими мыслями, поступками, всем образом жизни определяет свое место в жизни вечной, в жизни «будущего века».

Необходимо понимать, что христианство – это образ жизни, это постоянная борьба с собой, со своими страстями, пороками и слабостями, это путь к Богу, и этот путь, этот образ жизни не может быть реализован вне Церкви, поскольку невозможно быть христианином без церковной жизни, без Таинств Святой Церкви, дающих человеку для этого благодатные силы.

Принявший крещение и не идущий по пути воцерковления человек может быть уподоблен больному, получившему от врача все рекомендации по лечению и не исполняющему эти рекомендации. Вот христианской жизни и должны учить ребенка восприемники (крестные) и родители. Они должны приучать его к молитве, читать ему книги духовного содержания, рассказывать о Господе, о Богородице, о святых, научить почитать иконы, приводить ко Причастию и вообще приобщить к церковной жизни; должны стать духовными наставниками. Когда ребенок подрастет, водить его в воскресную школу. Крестные должны вести ребенка по пути спасения за руку до тех пор, пока он не научится идти по нему самостоятельно, как минимум до совершеннолетия. И никогда не оставлять его без своей молитвы.
К сожалению, в наше время большинство родителей и крестных не утруждают себя знакомством с основами православной веры, легко и безответственно относятся к Таинству Крещения, превращая его в ни к чему не обязывающий обряд.

Огромное значение в духовном воспитании ребенка имеет семья. Среди людей бытует заблуждение о духовной жизни ребенка. Считается, что когда ребенка приносят из родильного дома, то душа его – чистый лист бумаги. Но существует духовная связь родителей и их еще не родившегося ребенка, она так сильна, что каждый их грех отпечатывается на душе малыша. И если мама, например, во время беременности смотрит фильм с непристойными сценами, то ей не стоит удивляться, что через 15–16 лет у ее ребенка будет легкомысленное поведение.

Так что родителям, собирающимся крестить ребенка, необходимо подумать не только о выборе крестного, но и о своей жизни.

В древней Церкви восприемники являлись поручителями перед Церковью за веру крещаемого и по крещении должны были принять его под свое попечение для обучения и утверждения в вере. В настоящее время при крещении людей старше 14 лет восприемники не обязательны, и если не найдется воцерковленного человека, лучше обойтись без крестного.

Если восприемник отказывается от исполнения своих обязанностей или, что чаще бывает, просто не выполняет их, необходимо постараться выяснить причину этого. Одной из причин может быть то, что человек просто не состоялся как восприемник: попросили его стать крестным, он и согласился, не зная ничего ни об обязанностях, ни об ответственности, да и о вере имея весьма смутное представление. Если восприемник воцерковлен, то вполне возможно, что у него либо не хватило способностей духовного наставника, и он не смог найти общий язык с непослушным чадом, либо он просто устал и под каким-либо предлогом отказался. Кроме того, вполне могут быть виноваты родители, не создавая необходимой духовной обстановки в семье, а то и препятствуя восприемнику в исполнении его обязанностей.

Но все эти или иные причины не могут служить оправданием для восприемника и в любом случае ему придется держать ответ за нарушение обетов, данных на крещении пред Богом. Выход из этой ситуации может быть следующим:

– если крестник младенец, то обязанности крестного должны взять на себя родители ребенка с созданием в семье всех условий для его духовного воспитания;

– если крестник взрослый, то он вполне самостоятельно может начать изучать основы православной веры, благо для этого сегодня есть все условия: большой выбор духовной литературы, возможность свободно посещать храм, общение со священником, воскресные школы, духовные общества, катехизические курсы и т.п. Так что было бы желание. Как говорил святитель Феофан Затворник: «У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть не знающие ее».

Церковь готова принять каждого

Моя знакомая ходит в храм, соблюдает посты, но при этом скандалит с близкими, имеет недостатки. Почему Церковь принимает таких людей? Неужели они попадут в рай?
 
Каждый человек после грехопадения первых людей имеет склонность к греху. Величайшим даром наделил человека Творец – свободой. Но свобода предполагает возможность выбора. И наши праотцы на заре человечества сделали неверный выбор. Соблазненные диаволом прародители нарушили прямую заповедь Божию: не есть плодов древа познания добра и зла. Нарушение этой заповеди выражало: непослушание Богу, недоверие словам Божиим, отказ от смирения и воздержания. Через это стало невозможным возвращение человека к прежней святости и праведности; греховные наклонности приняли в нем господствующее положение. Читаем у апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего». (1 Ин. 2, 15–16). Плотская похоть – ослабление власти духа над телом, подчинение низким плотским желаниям. Похоть очей – ложные кумиры и привязанности, жадность и алчность, зависть. Гордость – самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, любовь к себе, тщеславие. Физическими следствиями грехопадения явились болезни, тяжкий труд, смерть. Господь Иисус Христос говорит о зависимости болезней от греха при исцелении расслабленного: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

Согласно учению Церкви, грех – это болезнь души, которую нужно лечить. Вот духовной лечебницей и является Церковь с ее Таинствами, дающая каждому возможность пойти по пути духовного возрождения, возможность достижения рая. Некоторые представляют себе рай лишь как прекрасное место для жизни, цветущий сад, забывая или не зная о том, что вечное спасение – это вечное богообщение, вечное приближение к Богу. Рай – это прежде всего пребывание Бога через Его благодать в душе человека. «Царство Божие внутри вас есть», – сказал Христос. Бог есть любовь, и в наказании Божием проявляется та же любовь, только недоступная нашему пониманию. По словам некоторых богословов, ад – это последняя милость Божия к грешнику. Бог не наказывает грешников так, как карает их земное правосудие. Он дает им то место в вечности, которое соответствует состоянию их души. Человек с неочищенной от страстей и грехов душой, подобно ночным птицам, ищущим укрытия от ослепляющего их солнечного света, будет не в силах выдерживать сияние славы Божией. Бесконечная любовь Божия будет жечь огнем его темную душу, а сознание вины и недостоинства будет гнать его от Бога.

И думать нам надо не о том, кто из наших знакомых попадет или не попадет в рай, а о том, что нам делать, чтобы самим туда попасть. И еще: Господь не устанавливает нормативов по количеству поклонов и поставленных свечей. Господу нужна наша любовь и то, что единственное в этом мире принадлежит нам – наше сердце. Почему Церковь принимает людей с недостатками? Однажды «книжники и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 30–32). Может ли врач, зная, что человек в этой жизни смертен, на этом основании отказать больному в лечении? Ведь все равно рано или поздно умрет. Конечно – нет. Так может ли Церковь, являясь, как мы уже говорили, лечебницей, целительницей душ человеческих, в нарушение слов Господа, отказать человеку в лечении болезни души – греха, тем самым лишая его надежды на вечную жизнь?

Взгляд-инфо