1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Дмитриевская родительская суббота

Печать

Written by Воцерковление.ru

1028По народному преданию, поминовение усопших в субботу перед 26 октября/8 ноября установлено в 1380 году великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения павших на Куликовском поле в битве с Мамаем 8/21 сентября 1380 года. Но обычай осенних поминок был в глубокой древности еще у языческих народов, например литовцев, германцев [2]. Кажется, был он и у славян [3]. С принятием христианства он сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает

Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере Руси как остаток древней практики и доселе совершается поминовение в субботу перед праздником Покрова [4]. Возможно, что после Куликовской битвы великий князь Димитрий, совершив в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время "память творити, кто сложил голову свою" [5], установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (своего Ангела), которого славяне вообще считают своим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов", и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая [6].

Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет у греков. Постепенно ослабела память о воинах, павших на Куликовском поле, и суббота перед 26 октября стала обычной поминальной субботой, иногда даже (по любви наших книжников XVII и начала XVIII веков к словесным преувеличениям) неправильно называвшейся вселенской субботой [7]. Димитриевская суббота может быть между 19 и 25 октября (ст. стиля). За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября и праздника со славословием апостола Иакова 23 октября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть совершена заупокойная служба "со аллилуйей" по 13-й главе Типикона.

Другие дни поминовения воинов [8]

Православная Церковь считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за православную веру и Отечество. Кроме Димитриевской родительской субботы поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается:

29 августа /11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за свое Отечество. Обычай этого поминовения был установлен в 1769 году во время войны с Турцией и Польшей. Особой заупокойной службы в этот день Устав не предусматривает. После литургии совершается панихида по воинам, на поле брани живот свой положившим. В современной практике служение панихиды в этот день часто опускается.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября - 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы 26 апреля /9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В этот день по окончании Божественной литургии совершается панихида.

  1. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 45-46.- Сост.^

  2. Димитрий [Самбикин], архиеп. Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве: В 14 вып. Каменец-Подольский, 1893-1903. Вып. II. 1893. С. 168.^

  3. В "Душеполезном чтении" (1871. Октябрь) высказано мнение, что Димитриевская суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны. См.:Димитрий [Самбикин], архиеп. Там же. С. 170.^

  4. В древности в некоторых местах погребения на убогих домах, кроме четвертка 7-й седмицы по Пасхе, поминки совершались еще пред праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве есть "Покровский монастырь, что за Яузой в убогих домах". См.: Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 160.^

  5. См.: Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 65, примеч. № 64.^

  6. Димитрий [Самбикин], архиеп. Месяцеслов... Вып. II. С. 171 и примеч.^

  7. Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 216.^

  8. См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497.- Сост.^

Со святыми упокой. Издательство Саратовской епархии, 2007