1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

О благодарности Богу

Печать

Written by Священник Димитрий Васильев

молитваГоворят, что у Бога не существует слова «нет» в ответ на все наши молитвы. Зато, у Него есть такие слова как «да», «не сейчас» и «у Меня есть что-то лучшее для тебя». Только вот для того, чтобы понять эти ответы, увидеть их в хитросплетении житейских обстоятельств и смириться с молчанием неба на все твои просьбы и даже слезы, нужно обладать недюжинным смирением и доверием к нашему Господу. В какое бы противоречие с евангельским «верьте, что получите, — и будет вам» это ни входило, но мне кажется, что в любой молитве должна присутствовать какая-то недосказанность, какая-то оговорка, которая оставляет место для действия Промысла Божьего, совершенно не обязательно укладывающегося в наше представление о нашей же пользе. Примером такой недосказанности может являться замечательное молитвенное творение святителя Филарета: «Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно…». Действительно, ведь если Бог, который есть Любовь, хочет моего спасения больше, чем я сам, что еще могу попросить я у Него, кроме «Спаси меня, ими же веси судьбами!», а все остальное, что можно пожелать для себя или своим близким - здоровье, богатство, удача и так далее - все будет, так, мишура, по сравнению с тем, что Господь действительно хочет и может дать.

Но мы все равно просим… Даже, требуем. В обмен на свечку, поставленную у иконы (те, кто попроще), в обмен на успешно выдержанный пост (те, кто повоцерковленней), и, конечно же, в обмен на прочитанную молитву мы требуем у Господа всяческих благ, а потом сильно удивляемся, даже сердимся, что Бог, Который, конечно же, задолжал нам пару-тройку чудес за все наши жертвы и добродетели, не спешит отдавать долги. Такая логика может стать причиной утраты веры (если то, что здесь утрачивается, вообще можно назвать верой). Так, одна мамаша как-то приходила к привезенной в епархию чудотворной иконе блаженной Матроны просить за своего сына, чтобы тот успешно сдал экзамены, а когда ее оболтус закономерно провалился, пришла в церковь (второй раз в своей жизни, кстати) разбираться по поводу такого некачественного сервиса. Тираду свою она завершила сакраментальным: «Ноги моей больше здесь не будет, жулики!». Кризис веры у человека, что поделаешь…

Но возникает такой вопрос: а пришла бы эта мамаша в церковь в случае получения просимого? Вопрос достаточно праздный, ибо история не знает сослагательного наклонения, и все же. Как часто мы забываем говорить Богу простое человеческое «Спасибо!» не только за ежедневные мелочи (чего уж там, утреннее правило все мы регулярно читаем, нет?), но и за достаточно знаменательные события жизни. Количество записок на благодарственный молебен, накопившихся за день в большом храме, может стремиться к сотне-другой, но сколько людей стоит рядом со священником в тот момент, когда он служит этот самый благодарственный молебен? Где они, все эти сотни благодарных заказчиков? Написали записку и ушли, как будто священнику больше всех нужно озвучивать чужие «спасибы» в гордом одиночестве. А сколько их еще, тех, которые неблагодарные, кто считал? Евангелие говорит, что из десяти исцелившихся прокаженных, вернулся к Иисусу только один. 10% воспитанных людей... Грустно…

Нет, Господь не пошлет нам грыжу, если мы забыли прочитать молитвы после Причастия, наши дети не заболеют опять из-за того, что мы не поставили самую толстую свечку за их успешное выздоровление, нет. Бог не мстителен и не обидчив. Солнце светит и на тех, кто умеет говорить спасибо, и на тех, кто не умеет. Только вот со временем смотреть в его сторону становится все больнее – глаза слезятся. То ли от яркого света, то ли от стыда. И закономерно хочется уйти в темноту.

На самом деле, говорить «Спасибо!» всегда легко и приятно. Особенно Тому, Кому в принципе не можешь дать ничего другого. Почему же мы так часто забываем это делать? Почему нам проще "в благодарность" заказать очередной сорокоуст или молебен, (понятно почему – нас же не заставляют на них присутствовать), чем дать тому же нищему в переходе пару денежных знаков. Все равно пропьет? Но Господь дает нам наше просимое, и с чего мы так уверены, что в Его глазах большинство наших молитв не такое же желание нищего сделать себе хорошо и приятно здесь и сейчас? Молебны и сорокоусты это хорошо, конечно, но в повседневной жизни, вне стен Божьего храма, как мы можем выразить Господу свою признательность? В принципе, Евангелие – одна большая инструкция по этому вопросу, нужно только уметь его читать.

Ну, а если же мы все-таки хотим когда-нибудь научиться настоящей молитве, которая не просит ничего, надо привыкнуть к мысли, что за это «ничего» тоже нужно будет учиться благодарить. Благодарить лично. В лице того же нищего в переходе.

Священник Димитрий Васильев