1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Дашь нам глагол

Печать

Written by Подготовил Димитрий Богачев

Святое Евангелие – самая главная книга в жизни православного христианина, самая священная книга Святой матери нашей Церкви. По-видимому, именно за чтением Святого Писания нашли отрока Иисуса родители в Иерусалимском храме (Лк. 2:46-47). Именно, по Евангелию изучали веру новообращенные христиане апостольского века (Деян. 17:11). Именно с Евангелием настоятельно советуют сверять свое каждодневное действие современному верующему и Святые отцы, и наши батюшки в храмах.

Евангелие, главная, но не единственная книга, используемая во время служб в храмах. С амвона также читают Апостол. На клиросе используются другие богослужебные книги – минея, октоих, псалтирь... Они сегодня общедоступны и их можно приобрести в крупных церковных магазинах. Но, к сожалению, не многие люди знают, что это за книги (за исключением священнослужителей и некоторых научных работников). Какие же книги находятся на клиросных книжных полках мы расскажем сегодня.

Богослужебные книги – целиком или частично содержат чинопоследования служб и уставные указания. Каждая богослужебная книга имеет свое «ядро» - основу своего содержания, - и приложения, которые включены в нее для удобства пользования. Порой эти приложения могут быть у разных книг одинаковыми. Все эти книги подразделяются на две части - священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии – Евангелие, Апостол, Псалтирь. Ко вторым, – составленные на основании Священного Писания и Священного Предания, переданных Отцами и учителями Церкви: Часослов, Служебник, Минеи, Октоих, Триоди, Типикон, Ирмологий, Требник.

Богослужебное Евангелие

evangЕвангелие — первые четыре книги Нового Завета, в которых описывается учение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Каждая книга названа по именам авторов-составителей — апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Само слово «Евангелие» в переводе с греческого означает — благая весть. В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-четий (для чтения), Евангелие-апракос (для служб), Евангелие толковое, Евангелие учительное.

В Евангелии-апракос краткие евангельские тексты были расположены по порядку чтений на каждой седмице (недели) богослужебного года. Такое Евангелие стало первым переводом Священной книги на славянский язык, сделанным в 863-867 годах славянскими первоучителями святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Богослужебное Евангелие, которое мы слышим в храме, немного отличается по своему устроению текста, от того Евангелия, которое привыкли читать дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на "зачала" (отрывки). У каждого «зачала» указана начальная фраза, которую мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия – «Во время оно...» или «Рече Господь». В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года.

Апостол

apostolВ эту богослужебную книгу, составленную Византийской церковью, определены «Деяния» и «Послания» святых апостолов (послания апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна, послание апостола Иуды, и четырнадцать посланий апостола Павла). По аналогии с евангельскими книгами «Апостол» был разделен на три типа.

«Апостол», читается на Божественной литургии, перед чтением Евангелия. Помимо перечисленных книг, богослужебный «Апостол» содержит также собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб (посвященных мученикам, пророкам…) и аллилуиариев – отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного писания.

Весь текст «Апостола» разбит на 335 зачал, каждое из которых соответствующие чтению одного дня. Начало и конец каждого чтения отмечены звездочкой, а внизу под чертой расположены два указания чтицам: когда читать "зачало" и слова, которыми начинают зачало при чтении («Братие», «Чадо Тимофею», «Возлюбленнии».).

И еще стоит отметить, что «Апостол» – это первая печатная в России книга, вышедшая в 1564 году в первой типографии Ивана Федорова.     

Псалтирь

shestopsalm1Эта одна из книг Ветхого завета, состоящая из хвалебных песнопений - псалмов. Кроме псалмов пророка Давида, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41—48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72—82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87-й) Емана и один (88-й) Ефама, современников Давида. Все 150 псалмов собраны в одну книгу первосвященником Ездрою. Позднее к каноническим псалмам добавился еще один - 151-й, посвященный псалмопевцу Давиду.

Псалтирь делится на 20 разделов, которые называются кафизмами, каждая из которых, в свою очередь, делится на три части «Славы», заканчивающиеся молитвой «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Псалтирь была очень популярна как в дохристианский период, так и начиная с эпохи раннего христианства. На славянский язык она была переведена в начальный период возникновения древнеславянской письменности, так как без ее текста было невозможно совершение церковной службы.

Сегодня в состав повседневных служб Православной церкви входят пятьдесят псалмов, в том числе шестопсалмие. Вся Псалтирь прочитывается за богослужением в течение одной недели, а в Великий пост – дважды за неделю. Для богослужения так же используется следованная псалтирь – книга, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов.

 Служебник

trebaЭта книга для дьяконов и священников. В ней собраны последования трех Божественных литургий, которые служатся в Православной Церкви – литургия святого Иоанна Златоуста, литургия святого Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Отсюда и второе название этой книги - литургиарий. Все последования служебника приводятся именно с точки зрения священнослужителей: все молитвы, ектеньи, возгласы, которые они произносят; все действия, которые они должны при этом совершать. В этой книге так же указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, но в том виде, в каком это необходимо диакону и священнику.

Такой состав Служебника сформировался к началу XVII века и был зафиксирован в первых его печатных изданиях. До этого в богослужениях использовался Служебник Варлаама Хутынского (XII—XIII вв.) и Служебник митрополита Киприана (XIV—XV вв.).

Служебник имеет несколько приложений. Прежде всего, отпусты – слова, которые произносит священник в самом конце службы; месяцеслов – указание памяти святых и праздников на каждый день года; прокимны, которые возглашают диаконы.

Упомянем также книгу, которая называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения. Ее содержание совпадает с обычным Служебником, но дополнен чинопоследованием одного таинства, которое не может совершать иерей – Таинства Рукоположения (хиротонии). Также в этой книге находится последование чина освящения антиминса. Оно не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

 Часослов

chasoslovЭто основная книга для клиросного употребления. Ее составление приписывается преподобному Савве Освященному (532 год). Затем она дополнялась Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Появление первых полных Часословов относят к IX в. (Именно по Часослову в Древней Руси учили читать детей). Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного суточного круга: Утрени, Полунощницы, Изобразительных, Вечери и Часов с междучасиями (отсюда название). Различают два вида Часослова: большой и малый.

Большой Часослов содержит последования Полунощницы вседневной, субботней и воскресной, великого и малого Повечерия, Часов с междучасиями. Так же в эту книгу входят молитвы навечерий Рождества Христова, Богоявления и пятницы Страстной седмицы; последования Изобразительных, вседневной и пасхальной Утрени, великой и малой Вечерни. Помимо этого в современном славянском Часослове печатаются утренние молитвы, читаемые после Полунощницы, благословение трапезы после Вечерни, канон Богородице, молитвы на сон грядущим, тропари и кондаки, месяцеслов с песнопениями в честь святых и другие молитвословия.

Малый Часослов является сокращением большого часослова.

Минея

mineyaЭта богослужебная книга тоже используется в основном на клиросе. В наших храмах она появилась в конце X века, с того времени, когда на Афоне и в Охриде с греческих миней был сделан ее первый перевод на славянский язык. Вторая редакция, русская, была создана на основе южнославянского перевода в середине XI века. Минеи бывают трех видов.

Минея месячная содержат изменяемые песнопения неподвижных праздников на один месяц. Она состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше. Первая книга минеи начинается с церковного новолетия – с 14 сентября по новому стилю. Бывают издания, в которых в одну книгу входят два-три месяца; иногда минея состоит из двух книг — сентябрьской (сентябрь-февраль) и мартовской (март — август); иногда из одной – годовой. Но такие издания сегодня крайне редки.

Минея праздничная – это удобный богослужебный сборник, выборка из месячной Минеи за весь год. В нее входят службы двунадесятым праздникам – Господские и Богородичные, некоторым наиболее чтимым иконам Божией Матери и великим святым. Эта книга не обязательная для богослужения, но используется чтецами для удобства. В праздничную Минею могут входить также последования рядовым святым, память которых совпадает с препразднствами и попраздниствами неподвижных праздников.

Минея общая состоит из изменяемых молитвословий и песнопений, которые Церковь назначила святым того или иного лика - пророкам, святителям, апостолам и так далее. Для каждого лика святых есть по два последования: для службы одному святому и для службы нескольким святым одного лика. Тексты в ней составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах. В большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому совершается память.

Обычно «Минея общая» используется вместе с «Праздничной минеей» там, где отсутствует «Месячная минея». «Общую» и «Праздничную» минеи так же используют, когда требуется совершить службу святому (например, новопрославленному святому), последований которому или совсем нет в Минеях месячных, или оно неполное.

Минея содержит одно приложение – Богородичны.

Есть еще и четвертая разновидность этой книги – «Четьи-Менеи». В ней в календарном порядке собраны жития святых, память которых ежедневно чтит Церковь. «Четьи-Менеи» разбиты на двенадцать томов, соответственно месяцам года. В самом начале своего создания эта книга предназначались для клиросного чтения, но вскоре она стала столь популярна, причем не только у священнослужителей, но и простых верующих, что вскоре оказалась на полках домашних и общественных библиотек. Особой популярностью пользовались и пользуются по сей день «Четьи-Менеи» составленные святителем Димитрием Ростовским.

Триодь

klirosТриодь в переводе на церковнославянский означает "трипеснец". Это название определено тем, что содержащиеся в ней каноны, большей частью состоят из трех песней. После шестой песни канона помещаются Синаксарий – собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом. Авторами византийской Триоди являются многие Святые отцы в числе которых преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский (вспомним его Великий покаянный канон), Иоанн Дамаскин.

По свидетельству первого синаксария постной триоди эти песнопения были собраны в одну книгу преподобными Феодором и Иосифом Студитами. В IX веке святые братья, объединив 200-летний опыт своих предшественников и добавив к их трудам стихиры и каноны собственного произведения, создали церковно-служебный молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти больших и малых служб – триодь. В Х веке эта книга была разделена на две части: Триодь Постная и Триодь Цветная.

Триодь Постная содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту (с Недели о мытаре и фарисее)

Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только на воскресной службе, а начиная с субботы перед Неделей о Страшном суде и в течение всей четыредесятницы — ежедневно. Совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. На полунощнице перед пасхальной заутреней Триодь Постная используется последний раз в годовом круге богослужений.

В пасхальную ночь  начинается богослужение по Триоди Цветной, иначе называемая пентикостарион, (от греческого слова – пятидесятница), которая содержит изменяемые молитвословия служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба по этой книге.  

Октоих

oktoih2Эта книга составлена в начале VII веке. Через сто лет она была отредактирована и дополнена святым Иоанном Дамаскиным. Октоих содержит песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии (а в воскресные дни – малой Вечери и Полуношницы) недельного круга, исполняемые одним гласом. Всего гласов восемь (отсюда название этой книги — Осмогласник; греч.). Слово и звук в этой книге неразрывны. В гласовой системе это очень легко почувствовать, потому при смене гласа, меняются не только напевы, но и тексты, которые соответствуют литургическим темам дней седмицы. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Смена гласа происходит в субботу вечером, на воскресной всенощной.

Каждый день недели в Октоихе связан с воспоминанием определенного лика святых или священных событий: воскресный день посвящен Господу Иисусу Христу и его Воскресению; песнопения понедельника имеют покаянный характер и воспевают святых ангелов; во вторник прославляют святого Иоанна Крестителя; в среду и пятницу - песнопения посвящены Честному Кресту и Божией Матери; в четверг - славят апостолов и святителя Николая Чудотворца; в субботу всех святых и молитвенно поминают усопших христиан.

Различают два периода действия Октоиха. От Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее эта книга взаимодействует только с Минеей. Он называется период пения Октоиха. В еженедельном круге богослужений всегда главенствует воскресная служба. Она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В период пения Триоди октоих соединен с Триодями и в это время он используется реже: в будние дни Великого поста - только в отдельные моменты службы, но в воскресные дни стоит на первом месте. С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе.

Октоих содержит и многочисленные приложения. Одно из них содержит таблицу, по которой можно определить, какое из одиннадцати воскресных евангелий читается на воскресной утрени в данный день. В Октоихе помещены и сами евангельские тексты. Еще одно приложение содержит богослужебные тексты (ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира), которые связаны с Евангельским чтением. Они зависят не от гласа, а от евангельского чтения в данное воскресенье.

Так же стоит заметить, что начиная с XIII—XIV веков получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.

Ирмологий

iermolЭто певческая книга. В ней собраны ирмосы из различных богослужебных книг и распределены по восьми гласам. Сам глас состоит из девяти песен по их числу в полном каноне. Большая часть входящих в Ирмологий ирмосов заимствована из канонов Октоиха, а также из Минеи и Триоди. Эта богослужебная книга имеет приложение - молитвословия, которые поются певцами на Литургиях — святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров; различные Богородичны, тропари, исполняемые на Утрене и полиелее, прокимны, пророческие библейские песни и другие. Впрочем, такое же приложение есть в Минее месячной.

Требник

trebnikЭтой книгой пользуются священнослужители. Все чины, содержащие в Требнике, совершаются не каждый день, а по необходимости, по требованию – крещение, панихиды, отпевания, последование обручения и венчания; миропомазание, разные чины освящения. Наиболее ранний славянский список Требника — глаголический (XI век), хранится в библиотеке Синайского монастыря Святой Екатерины. Он представляет собой неполный перевод с греческого специальных молитв и служб на разные случаи. Старейшие русские Требники сохранились и в монастырских библиотеках – это монашеские Требники.

В современном Требнике можно выделить несколько тематических разделов различных чинов и молитв: те, которые совершаются священником в церкви или вне ее, и те, которые происходят по требованию молящихся в связи их жизненными обстоятельствами.

Кроме монашеских Требников выделяют Требники архиерейские, содержащие как чины и обряды, необходимые монашествующим, так и те, которые совершает лишь архиерей – чины хиротонии, поставления игумена, мироварения, освящения антиминса, специальные молитвы архиерея.

Типикон

Самые первые Типиконы — монастырские Уставы — появились вместе с зарождением монашества в III—IV веках. Наиболее известны Типиконы Студийский, Иерусалимский и Великой Церкви. Последний был распространен на Руси до XI века. Затем в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским был введен Студийский Типикон. В XIV веке преподобный Афанасий Высоцкий перевел с греческого и привез из Константинополя Иерусалимский Типикон, который и стал использоваться на Руси.

В полном виде Типикон состоит из двух больших разделов: богослужебного и дисциплинарного. В богослужебном – даны указания, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все последования, которые находятся в вышеперечисленных богослужебных книгах. Богослужебный раздел этой книги (еще его называют Литургическим) делится на две части - триодную и синаксарную. Первая содержит описание богослужебных последований по Постной и Цветной Триоди, вторая, синаксарная, — по месяцеслову за весь годовой круг

Современный Типикон может быть разделен по своему содержанию на три основных части. Часть первая (с 1 по 47 главы) содержит общие указания на порядок совершения служб. Вторая (47—52 главы) – содержит описание богослужебных последований на каждый день года. Третья часть (52—60 главы) содержит певческое приложение к Типикону.

Есть еще и «Толковый Типикон» Михаила Скабаллановича. В нем автор дает подробное объяснительное изложение Типикона с разбором исторических обстоятельств сложения богослужебного устава. При рассмотрении каждого фрагмента устава приводятся рассуждения о его смысле, значении и истории.

Подготовил Димитрий Богачев