1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопросы священнику. Новые ответы.

Печать

Written by Протоиерей Михаил Воробьев

Как вернуться из протестансткой церкви в православную? Что такое буддизм и как правильно к нему относиться православному человеку? С каких пор и почему батюшек называют отцами? Посылает ли Господь в современный мир пророков? Чем отличаются простые и заказные записки для поминовения на Литургии? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

Здравствуйте! Была крещена в младенчестве, но не знала. Будучи взрослой ходила в протестантскую церковь, сейчас ушла из неё. Узнала, что крещена в Православии. Как мне поступить, чтобы воцерковиться? Надежда.

Здравствуйте, Надежда!

протоиерей Михаил ВоробьевВероятно, Ваше увлечение проповедью протестантов нельзя считать сознательным отречением от православной веры. Скорее – это заблуждение в поиске Истины. По милости Божией, Вы почувствовали, где она находится, и, безусловно, Господь поможет Вам стать достойным церковным человеком.

Прежде всего, Вам необходима искренняя и глубокая исповедь. Нужно покаяться и в вольном или невольном пренебрежении дарами Святого Духа, полученными при Крещении, и увлечением чуждыми Православной Церкви учениями и во всех личных грехах. Причастие укрепит Ваши духовные силы и решимость стать по настоящему православным человеком. Чаще посещайте богослужения. Если позволяет время, попросите у приходского священника какое-то послушание, которое сблизит Вас с другими прихожанами. Постоянно молитесь, не допускайте уныния. Помните, что рядом с Вами всегда находятся люди, которым Вы можете помочь. Не забывайте завета святых отцов: «ora et labora”! Молись и трудись!

Здравствуйте, батюшка! Я никак не могу найти ответ на вопрос: что такое буддизм, как к нему относится православному человеку и можно ли с ним знакомиться, познавать, изучать, если есть интерес? Артём.

Здравствуйте Артем!

Я полагаю, что никаких нравственных препятствий для изучения буддизма у христианина не существует. Бог не ограничивает свободы человека ни в интеллектуальном поиске, ни в отношении к жизни. Подтверждением этого являются, например, слова апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс.5,1). У святителя Василия Великого есть проповедь: «О пользе для юношества в изучении языческих наук». При этом следует иметь в виду, что греческое язычество представляло для Христианской Церкви IV века куда большую угрозу, чем буддизм для современного Православия.

Традиционный буддизм – очень широкое понятие. К нему можно отнести несколько различных религиозных систем, например, буддизм хинаяны, махаяны, ваджраяны, чань-буддизм, тибетский буддизм и т.д., каждая из которых представлена многочисленными школами. Несмотря на то, что буддизм не знает верховного божества, в целом это политеистическая религия, которая с точки зрения христианства является самым настоящим язычеством.

О сущности и происхождении язычества очень точно и понятно говорится в Библии, конкретно, в 13–15 главах Книги Премудрости Соломона. В нескольких словах этот процесс можно описать следующим образом. Потомки Адама, окруженные враждебной и непонятной природой, смутно припоминая о существовании Бога и об общении своего предка с Творцом, обожествили сначала силы природной стихии, а затем, на более высокой ступени культурного развития, и собственные душевные силы. Особенностью буддизма (и отчасти даосизма), с этой точки зрения, является то, что в нем обожествляются интеллектуальная и духовная способность человека.

В отсутствии представления о верховном божестве, буддизм ставит человека на первое место в иерархии всех существ, в том числе и богов. Только человек может достичь полного просветления, стать бодхисатвой и Буддой, то есть достичь нирваны. Пантеон божеств разного уровня в буддизме огромен. Он включает в себя мифологических существ, богов, почитавшихся народами, среди которых распространялся буддизм. Все они считаются существами низшего порядка и первоначально принимались в качестве условных символов, предназначенных для более эффективной медитации. Однако это философское представление в религиозной практике различных ответвлений буддизма очень скоро сменилось уверенностью в реальном существовании этих божеств.

Среди тех божеств, к которым буддист обращается с молитвой, не только будды и бодхисатвы, но и обожествленные деятели истории и религии, высокопоставленные духовные иерархи, местные божества с самым фантастическим обликом. Например, в Тибете буддийский пантеон включает в себя божеств древней языческой религии бон. Буддист обращается к этим божествам не только с целью достижения максимального духовного совершенства – в идеале достижения нирваны, - но и с вполне меркантильными земными целями: в поисках земного благополучия, здоровья, семейного счастья и так далее.

В буддизме логического завершения достигает идея человекобожества. Буддизм – это религия, в которой место Бога занимает человек, достигший духовного совершенства собственными усилиями. Многочисленные Будды, бодхисатвы, архаты – это люди, ставшие в той Ии иной степени богами. Поэтому в буддизме православный человек без труда узнает результат древнего искушения: «откроются глаза ваши и вы будете, как боги» (Быт. 3, 5).

Хотя с точки зрения Православной Церкви буддизм как религия или духовная практика является заблуждением, следует признать, что культура буддизма имеет огромную духовную ценность. Это свидетельство мощи человеческого духа, который в поисках Истины способен достичь глубокой духовной интуиции и создать великие произведения искусства. Философия буддизма, литература, архитектура, изобразительное искусство, - все это достойно восхищения и изучения. И в этом нет никакого противоречия с нравственными принципами Православия. Богу дорог каждый человек, взятый во всей динамике своего существования: со всеми взлетами и падениями, озарениями и заблуждениями, подвигами и грехами. Точно так же христианину дорог весь исторический путь человечества, вся мировая культура, которая, так или иначе, свидетельствует о Божьем промысле и Божественной любви, для которой нет никаких преград.

Подскажите с каких пор батюшек называют отцами? Иеговисты замучали, а что ответить им не знаю. Спаси вас Господь. Владимир.

На первый взгляд, обращение к священнику словом «Отец» противоречит заповеди Спасителя: «не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23, 8-10).

Эта заповедь предназначена для того, чтобы поставить почитание Господа Иисуса Христа несоизмеримо выше почитания отдельного человека, каким бы одаренным он ни был. По сути, она является переложением других слов Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Только Христос Спаситель есть истинный Учитель (Истина), Отец(Жизнь) и Наставник (Путь)!

Следует заметить, что эта заповедь, как, впрочем, и все остальные, церковными людьми постоянно нарушалась. Римо-католики, например, на I Ватиканском соборе провозгласили догмат о непогрешимости Папы, так что Римский епископ становится таким же истинным наставником и учителем, как и Сам Христос. В Православной Церкви, особенно в России, богослужение, совершаемое епископом, часто напоминает «архиереослужение», особенно тогда, когда предстоятель и сослужащие забывают о высокой символике византийского обряда и многие его детали понимают в буквальном смысле. Случается и так, что приходской священник, возводящий послушание в главную добродетель, ставит себя в отношении наставничества и учительства на место Христа.

Однако обращение к священнику словом «Отец» к этим случаям никакого отношения не имеет. Убедиться в этом нетрудно, так как наряду со словом «отец» и даже чаще употребляется обращение «батюшка», «батя» иногда - «батька». Такое обращение не означает никакого умаления Господа, а говорит только об уважительном отношении к человеку. Так уж сложился наш язык (в языках других народов действуют похожие закономерности), что, обращаясь к человеку, которого мы уважаем, не обязательно священнику, мы называем его отцом. Похожим образом, иронически-дружелюбное отношение ко всякому пожилому человеку выражается обращением «дед».

Очевидно, что укоренившееся в языке, ставшее традиционным в обращении к священнику слово «отец» или «батюшка» свидетельствует о глубоком уважении народа к своим пастырям, о родственных отношениях священника и его прихожан. Архиереев же, занимающих в церковной иерархии высшую ступень и именующихся архипастырями, отцами называть не принято. Обычное обращение к архиерею – «владыка»!

Очень интересуюсь, посылает ли в современный мир Господь своих пророков? Ведь в разные времена Он их посылал на Землю для утешения. И если нет, то почему? Александра.

Господь посылал пророков вовсе не для утешения народа. Утешаться люди всегда умели сами и увлекались иногда этим сверх всякой меры. Ветхозаветные пророки не утешали людей, а, напротив, обличали их пороки, напоминая о незримом присутствии Божием в человеческой жизни.

Задача пророков состояла в сохранении у богоизбранного народа живой веры в Единого Бога в условиях языческого окружения и неблагоприятной для веры исторической обстановке. Пророки предвозвещали явление Мессии, Спасителя, который спасет человечество и освободит людей от рабства греху.

Последним пророком Ветхого Завета и единственным пророком Новозаветной эпохи был Иоанн Предтеча, возвестивший людям о том, что Христос Спаситель уже пришел к людям, и для того, чтобы воспользоваться результатами Его пришествия, необходимо глубокое и искреннее покаяние.

Крестная смерть Господа Иисуса Христа и последующее Его Воскресение открыли всякому верующему во Христа человеку дорогу к спасению. Сам Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5,24). В чем состоит истинная вера, и как следует жить христианину, свидетельствуют евангелисты. В книгах Нового Завета содержится все, что необходимо знать христианину, в том числе и предсказание о последней судьбе мира и конце человеческой истории.

Кроме того, Дух Святой, неотступно пребывающий в Церкви сообщает верующему человеку все, что ему необходимо знать для спасения. Таким образом, Священное Писание и Священное Предание Церкви делают ненужным появление новых пророков.

Все необходимое уже сказано. Поэтому всякий человек, объявляющий себя пророком после Христа, является лжепророком.

Уважаемые священнослужители. Со мной произошел следующий случай. при подаче "записочки" в свечную лавку, меня спросили: "простую или заказную"?. На мой вопрос в чем разница, помимо цены, мне разъяснили, что при "заказной" записке грехи прощаются и смываются Причастием или что-то в этом роде. Но разве это возможно? Ведь человек в записке (родители, родственники) не знает, что я его туда вписал. Он/она может и не раскаивается в своих грехах или их не признает. Как же они могут прощаться без Исповеди? Игорь.

Слова «простая» и «заказная» в отношении записок, подаваемых в алтарь для поминовения за Литургией, являются своеобразными условными терминами, которыми иногда пользуются работницы свечных ящиков и некоторые церковнослужители. Полное поминовение за Литургией состоит из поминовения на проскомидии, ектенье и после освящения Святых Даров.

Записка, называемая в обиходе «простой», предполагает поминовение на ектенье, которая произносится дьяконом или священником после Евангелия. В это время о людях, имена которых прочитываются во всеуслышание, молится вся Церковь, и эта молитва приобретает особую силу.

«Заказная» записка прочитывается, прежде всего, на проскомидии, первой части Литургии. При этом при прочтении каждого имени из просфоры – небольшого литургического хлебца вынимается частица, символизирующая душу поминаемого человека. Эти частицы на протяжении всей Литургии находятся на дискосе рядом с Агнцем – частью большой просфоры, которая в ходе богослужения пресуществляется в Истинное Тело Христова. После причащения мирян эти частицы опускаются в чашу с Кровью Христовой с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Это глубокое литургическое священнодействие, которое не заменяет Исповедь, но позволяет Божественной благодати коснуться человека, несмотря на все его грехи. Другими словами, поминовение на Литургии является молитвой о спасении, исцелении, вразумлении человека помимо его несовершенной воли. Мы молимся о том, чтобы Господь помиловал близкого нам человека и помог ему, несмотря на его грехи. Можно поминать грешного, недостойного, легкомысленного и безрассудного человека, и это поминовение принесет ему великую пользу. Единственное условие состоит в том, что поминать на Литургии разрешается только членов Церкви, то есть крещеных людей, не отрекавшихся сознательно ль православной веры.

Основание для такого литургического священнодействия является Евангелие. Из чувства сострадания и милосердия Христос часто исцелял человека, прощая ему грехи, не требуя никакого покаяния: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4, 23-24). С тех пор прошло немало времени, но, как пишет апостол Павел: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8). Господь по-прежнему милосерден и сострадателен. Он любит грешника не меньше чем редкого праведника и радуется каждой нашей молитве за ближнего.

Здравствуйте, батюшка! Объясните, пожалуйста, является ли звезда Эрцгаммы древним христианский символом? Можно ли ее носить на себе? Заранее благодарна за ответ. Елена.

Двенадцатиконечная звезда никогда не была христианским символом, хотя ее изображение можно найти на некоторых предметах, имеющих отношение к христианской древности. Христианское искусство не боялось использовать художественные формы античности для украшения храмов и церковной утвари, однако никогда не придавало им особого мистического значения.

В настоящее время эта фигура под названием Эрцгамма является почитаемым символом в различных оккультных сообществах. Именно поэтому христианину следует избегать употребления украшений в форме двенадцатиконечной звезды.

Основным христианским символом является крест, который Церковь называет хранителем Вселенной и орудием, губительным для бесов. Именно нательный крест необходимо носить на себе каждому христианину, не снимая его ни на одну минуту.

Воцерковление.ru