1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Человек

Уважаемые братия и сестры!

Если Вы хотите задать вопрос священнику, мы просим Вас учитывать следующее:

  1. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.
  2. Очень много писем содержат вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит?) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак?). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами.
  3. На вопросы, поступившие на сайт «Воцерковление.ru» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью.

Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма

16_konrov
 16_konrov
 usolcev_b
 kucenko_b
 kucenko_b
Игумен Нектарий (Морозов) Священник Анатолий Коньков Протоиерей Димитрий Усольцев
 Священник Василий Куценко
 Священник Димитрий Васильев
Задать вопрос

Вечером перед сном, перед тем как утром пойти в храм, я читал покаянные каноны Христу, Ангелу-хранителю, Богородице и потом лег спать. Мне приснился очень необычный сон Петр

Вечером перед сном, перед тем как утром пойти в храм, я читал покаянные каноны Христу, Ангелу-хранителю, Богородице и потом лег спать. Мне приснился очень необычный сон, как будто видел Господа. Я читал в Законе Божьем, что Ангелы и Бог являлись лишь святым людям. А я не являюсь святым, у меня много пороков. И вот я хочу у Вас спросить, как правильно отнестись к необычному сну?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание о состоянии сна находится в книге Бытия (2, 21), где Господь наводит сон на Адама, прежде чем создать Еву. В Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях. Среди этих случаев есть примеры и того, как Господь говорит во сне прямо, и того, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним (Числ. 12, 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

Святые отцы говорили о состоянии сна как о естественной потребности. О том же, что бывает в видениях, многие сходятся во мнении, что не следует придавать особого значения им, равно как и истолковывать их. Хотя святые отцы признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. Святитель Феофан Затворник пишет в одном из своих писем: «Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории». Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».

Таким образом, если даже Вам в сновидении пришел Сам Господь, не будет греха, если Вы не обратите внимания и вовсе выбросите из памяти свое видение. Не рассказывайте о сновидениях никому, и сами не вспоминайте, чтобы, как отмечает преподобный Макарий Оптинский, не впасть в прелесть.

Вам помогла эта информация? Да Нет
А что делать, когда ничего не хочешь от жизни, когда нет цели, мысли, позыва, желания. Что делать тогда, когда ты знаешь, что ты слаб и не сможешь выжить, когда осознаёшь, что у тебя нет близких, друзей и врагов, когда чувствуешь пустоту снаружи и внутри? Михаил

А что делать, когда ничего не хочешь от жизни, когда нет цели, мысли, позыва, желания. Что делать тогда, когда ты знаешь, что ты слаб и не сможешь выжить, когда осознаёшь, что у тебя нет близких, друзей и врагов, когда чувствуешь пустоту снаружи и внутри? Когда ты понимаешь, что даже боли уже не можешь чувствовать, становишься как камень на берегу жизни. Когда сердцу тяжело и это усугубляется, когда каждый твой шаг — ошибка в глазах других и когда в тебя никто не верит?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Состояние, описанное Вами, похоже на то, что обычно называют «близким к отчаянию». Больно слышать, когда кто-то так вот взывает; больно именно от жалости к человеку, от острого сочувствия в такой непростой ситуации? Но только ли к священнику, который будет отвечать на такой вопрос, Вы таким образом обращаетесь, или же это воззвание к Самому Богу?

Для начала нужно выяснить, отчего возникло такое состояние. Немного затрудняет выводы та обобщенность, к которой Вы прибегаете для выражения своих чувств. Но все же можно сказать, что пустота — это еще не самое худшее состояние. Если есть пустота, то ее можно еще наполнить содержанием. Но вот каким оно будет — зависит о Вас. Вспомните слова Спасителя: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11, 24–26).

Наша жизнь дается для того, чтобы за те немногое годы, которые нам даровал Господь, постараться приблизиться к Нему, как говорят святые отцы — обОжиться. Это трудный путь, узкий и тернистый (ср.: Мф. 7, 13; Лк. 13, 24), зато единственный, ведущий к Тому, Кто ждет каждого из нас в Своих Небесных обителях. Поэтому те испытания, которые посылает нам Господь в течение всей жизни, нужно переносить с терпением, без ропота, веря, что Бог, пославший их, может помочь и в их преодолении. Главное не отчаиваться, чтобы враг рода человеческого, которому это отчаяние только «на руку», не сумел овладеть нашей душой, приведя с собой еще семь злейших себя, и отводить от Создателя все дальше и дальше в бездну.

И еще. Не нужно бояться осуждения со стороны людей. Бояться нужно только Бога — Он один есть Судья (ср.: Деян., 17, 31). Также и славы не нужно искать у людей: всякая слава человеческая ­— как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1, 24). Не нужно также каждому доказывать, что Вы на многое способны. Старайтесь просто делать все с любовью, с полной отдачей, помня, что только так, вкладывая в любое дело частицу своей души, можно приблизиться к Господу, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (Гал. 1, 4).

Попробуйте пойти в храм, встретиться со священником, чтобы в личной беседе получить ответы на интересующие Вас вопросы. Не бойтесь этого, никто Вас не прогонит. Можно поинтересоваться, когда будет меньше людей на исповеди, чтобы Вам священник смог уделить достаточно внимания. Будьте настойчивей в своем желании измениться, потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф., 7, 8).

Вам помогла эта информация? Да Нет
Я собираюсь замуж, а моя мама не принимает будущего мужа, считает, что от него в нашей семье беды начались, считает, что на нем проклятье, что если я пойду к ним в семью, то оно перейдет и на меня Маргарита

Я собираюсь замуж, а моя мама не принимает будущего мужа, считает, что от него в нашей семье беды начались, считает, что на нем проклятье, что если я пойду к ним в семью, то оно перейдет и на меня. Может ли помочь нам церковь и может ли она это проклятие снять. Я очень верующая и поэтому для меня это очень важно. Мы собираемся венчаться, а не просто расписываться, но мама меня запугала, и я теперь боюсь…

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Не существует порчи, особенно для человека, который верит, что Господь не оставит его ни в каких, даже самых трудных ситуациях. Если Вы верующая, то наверно ходите в храм, исповедуетесь, причащаетесь? Расскажите об этой ситуации Вашему духовнику или священнику, у которого исповедуетесь. Думаю, он не откажет Вам в разъяснении Вашего вопроса.

Конечно, без родительского благословения вступать в брак не нужно. Но и в доводах мамы, исходя из Вашего рассказа, нет ничего убеждающего. Беды в семье не могут начаться из-за кого-нибудь, если, конечно, он не причиняет вред в прямом смысле. Все, что мы имеем, попускается Господом из-за нашего нежелания быть с Ним, из-за низкой духовности. Бывает и так, что беда приходит как бы вместе с каким-то человеком, но надо понимать, что беды чаще всего случаются по причине нашего произвольного удаления от Бога.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Три года назад я сделала то, о чем жалею, и не могу себе простить. Я сделала аборт. Только год назад я нашла в себе силы, чтобы пойти в храм и исповедаться священнику. Елена

Три года назад я сделала то, о чем жалею, и не могу себе простить. Я сделала аборт. Только год назад я нашла в себе силы, чтобы пойти в храм и исповедаться священнику. Но меня жестко отчитали, я бы даже сказала, грубо, и не уделили мне даже минуты. Слезы душили меня, и я почти не смогла ничего сказать, рыдая, вышла на улицу. Да неужели же нет мне теперь прощения, как мне покаяться в церкви, если меня не принимают? Помогите мне, скажите к кому я могу обратиться?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Если Ваше желание исповедаться так горячо, то нет никаких препятствий для того, чтобы еще раз придти в храм и покаяться. Вы не пишете, при каких обстоятельствах произошел тот неприятный случай в храме, но как бы то ни было, не нужно после первой неудачи опускать руки. Сам Господь говорит: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).

Чтобы все у вас на этот раз получилось, сначала узнайте в храме, в какое время бывает исповедь, а затем идите к назначенному часу. Попробуйте прийти в храм на службу (утром или вечером), чтобы была возможность после службы поговорить со священником более подробно и задать интересующие Вас вопросы. Обычно это удается в городских храмах, где служит много духовенства. В любом случае не расстраивайтесь так сильно: порой бывает так, что многозаботливость священника внешне бывает похожа на нежелание общаться с людьми, на грубость, тем более, если это накладывается на состояние большого горя, в котором человек обычно и стремится к общению со священником. Все это не оправдывает невнимательного к людям пастыря, но и не должно закрывать для Вас дорогу к Богу, к покаянию.

Главное помнить, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8), Он многомилостив и желает спасения каждому. Для того и воплотилось Слово Божие, чтобы мы получили возможность через покаяние соединиться с Творцом. Однако покаяние — это не однократная процедура, после которой сразу же станет легко (хотя бывает и так). Это долгая и кропотливая работа над своей совестью. Чтобы залечить душевную рану от совершенного Вами греха, нужно понять, что привело Вас к этому греху: неправильная жизнь, беспечность, безвольность или что-то еще? Постараться принять меры, чтобы исправить жизнь, направить ее по спасительному для души пути. А это, в свою очередь можно сделать только через христианскую, церковную жизнь, которой нужно долго учиться.

Поэтому когда Вы придете в храм, попросите о встрече со священником, чтобы в личной беседе (которая может быть и краткой, но содержательной) выяснить как Вам лучше приступить к христианской жизни. И мы уверены, что в этом Вам никто не откажет!

Вам помогла эта информация? Да Нет
Почему церковь ВСЕГДА дает примеры как врать или уклоняться от ответа ребенку на его вопрос как он был зачат (родился)? Незнающий
Михаил

Почему церковь ВСЕГДА дает примеры как врать или уклоняться от ответа ребенку на его вопрос как он был зачат (родился)?Ведь если вначале достаточно  сказать что его родила мама и что он был у неё в животике, то потом раньше или позже все-равно будет задан вопрос о том как он туда попал и для чего в таком случае нужет папа?
Тут суть заключается в неугодности Богу самого физиологического процесса производимого детородными органами  или же в том, что до грехопадения физиология зачатия у Адама и Евы (чисто гипотетически допускаю)была  иной (может и детородных органов в теперешнем виде в тех условиях не было вообще а потому они как-то чисто "ментально" должны были размножаться)? Ведь если теперешний способ размножения есть настолько неприлично-неугодным(греховным)что его всячески надо замалчивать дабы ребенка "не развратить" как я понимаю (хотя непонятно собственно чем),то тогда отчасти  становится ясно почему такое постоянное негодование по сему поводу в православной среде культивируется?

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Во-первых, лично я не видел ни одного примера того, как Церковь учит врать ребенку, если знаете - подскажите. Возможно, это были мнения частных лиц, которые могут и заблуждаться, но никак не мнения всей Церковной полноты. Во-вторых, детям много чего, до поры до времени, не раскрывают во всех красках, например, увидев на прогулке мертвую кошку у обочины, психически здоровый родитель вряд ли станет четырехлетнему ангелу в подробностях объяснять, как ее переехал автомобиль и что она умерла от разрыва внутренностей, а постарается успокоить и отвлечь, сказав, что киска просто устала бежать по дорожке и надолго уснула. Не нужно лишать детей детства. Так же, до определенного возраста детей не исповедуют, и не потому, что чего-то от них скрывают, просто их психика еще просто не готова к этому испытанию. И на работу, кстати, детей принимать запрещено, причем, на государственном уровне, но, это же не означает, что оплачиваемый труд взрослого человека греховен.

«Брак у всех да будет честен, и ложе непорочно» - писал евреям апостол Павел. «Плодитесь и размножайтесь» - заповедовал людям Господь (каким образом должно было происходить это в Раю не сказано, но, в любом случае, то, что мы имеем сейчас – создано Богом, а не само по себе до или после грехопадения появилось). Тем не менее, ни одна сфера человеческой жизни после грехопадения не подвержена таким извращениям и спекуляциям, как половая, вот и стремятся детей как можно дольше ограждать от знакомства с этой сферой (как следствие – и от знакомства с неизбежными спекуляциями, достаточно вспомнить «детский фольклор» на эту тему уже в детском саде). Надеюсь, что ответил на ваш вопрос.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Благословите Батюшка! Я знаю одну семью (православную), у них воспитывается мой крестник, кроме него у них под опекой находиться еще девочка. Эта девочка была найдена в каком-то дачном поселке Ленинского р-на, как ее звали на самом деле неизвестно, так как уставить родителей этого ангела не удалось Мария
Михаил

Благословите Батюшка! Я знаю одну семью (православную), у них воспитывается мой крестник, кроме него у них под опекой находиться еще девочка. Эта девочка была найдена в каком-то дачном поселке Ленинского р-на, как ее звали на самом деле неизвестно, так как уставить родителей этого ангела не удалось или хотя бы тех кто ее оставил в холодную погоду одну! Самой девочке на тот момент было 1,5 года, а развитие было на полгода, врачи говорили что этот ребенок будет растением, но любовь, терпение, а самое главное Божья помощь сделали свое! Она сама ходит, немножко может говорить, знает все игрушки сама катается на машинке, в общем она сделала громадный скачок в своем развитии! Но дело не в этом. Отдел опеки дал ей имя Анна, а в семье в которой она живет уже почти 3 года ее зовут Катюшей!Когда ее нашли на ней был крестик!Не совсем понятно была ли она крещена, но ведь крестик просто так не оденут!Как же нам поступить:крестить или нет,а если нет то каким именем упоминать о здравии?Спаси Господи!

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Бог благословит! Конечно, просто так крестик на ребенка одевать никто не станет, но, на всякий случай, можно посоветоваться с вашим приходским священником, и, если он, приняв во внимание все обстоятельства, сочтет нужным, покрестить, то покрестит несколько видоизмененным чином: «Если не крещена, крещается раба Божия …». С тем, какое имя называть на причастиие, несколько сложнее, но и здесь можно найти выход полюбовно, приведя со временем документы в согласие с тем именем, каким ее зовут в приемной семье (это должно делаться или в ЗАГСе, или в органах опеки, точно не подскажу). Есть такой церковный обычай, если имя, данное человеку при крещении, точно не известно, причащают с тем, каким этого человека привыкли называть окружающие его люди, в первую очередь, родные и близкие. Так что пусть определяются с тем, какое имя будет написано в будущем паспорте ребенка (Анна или Екатерина), и причащают с этим именем.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Здравствуйте!Ну во первых прошу простить меня за то что я незнаю вообще как правильно обращаться к священнослужителям и непонимаю ваши все эти чины,и нечего пока ещё не смыслю в церковной жизни так как невоцерковленный ещё пока,НО всем сердцем и душой желаю этого. Сергей
Священник Димитрий

Здравствуйте! Прошу простить меня за то, что ничего пока ещё не смыслю в церковной жизни так как невоцерковленный, но всем сердцем и душой желаю этого! Плохо ли думать об этом только тогда когда окажешься в яме и на краю пропасти ?! Большого греха я не совершал, в смысле не убил никого, но за свою жизнь совершил столько мерзости и столько гадостей, что даже не знаю достоин ли я вообще воцерковления?! Сейчас у меня такая ситуация, что в церковь сходить нет возможности. Еще вопрос у меня такой - я рождён 25 августа, крещеный в детстве, очень бы хотел помолиться своему святому. Может Вы мне подскажете кто он и где о нем узнать? Молитв совсем не знаю, молюсь перед сном Пресвятой Богородице своими словами - правильно ли это ?

 

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска


Пусть вашим святым будет преподобный Сергий – один из самых почитаемых русских святых. Узнать о нем можно из жития, которое можно найти как в библиотеке, так и в интернете. А по поводу того, достойны вы воцерковления или нет… Церковь – это больница для грешных душ. Достоин ли больной лечения? Наверное, вопрос риторический, и ответ на него каждый больной может дать себе сам.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Скажите, пожалуйста, как относится к трудам профессора МДА А.И.Осипова? Есть мнение, что он лжеучитель и его взгляды еретические - так ли это? Спасибо. Ляксандр
Михаил

Скажите, пожалуйста, как относится к трудам профессора МДА А.И.Осипова? Есть мнение, что он лжеучитель и его взгляды еретические - так ли это? Спасибо.

 

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска

 

Алексей Ильич Осипов – превосходный педагог и замечательный ученый – богослов. В лекциях по Основному богословию он точно и полно излагает учение Православной Церкви, умело применяя его для объяснения некоторых сторон современной жизни. Никаких еретических взглядов и ошибочных мнений Алексей Ильич не проповедует.

 

Однако следует иметь в виду одну особенность православного богословия. Оно включает в себя минимальное количество догматов, вероучительных принципов, которые являются обязательными для исповедания каждым православным человеком. Значительная часть православного вероучения сформулирована в виде так называемых теологуменов, частных богословских мнений, которые могут различаться по отношению к одному и тому же вопросу.

 

Теологуменом, например, является учение о частном суде, которому подвергается душа человека сразу же после его смерти, о мытарствах, которые ей надлежит пройти. Существуют разные взгляды на сущность православного благочестия, на последовательности духовного возрастания и усовершенствования человеческой личности, о соучастии человеческой свободы и божественной благодати в Таинствах Церкви.

 

Именно поэтому некоторые выводы профессора Осипова могут отличаться от мнений других выдающихся богословов, становиться предметом споров и недоумений. Столь же различной может быть оценка различных книг, исторических событий, деятельности тех или иных известных личностей.

 

Все это при сохранении строгого соблюдения догматического учения Церкви является вполне допустимым, о чем свидетельствует Священное Писание: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»(1 Кор. 11,19).

Вам помогла эта информация? Да Нет