1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Духовная жизнь

Уважаемые братия и сестры!

Если Вы хотите задать вопрос священнику, мы просим Вас учитывать следующее:

  1. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.
  2. Очень много писем содержат вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит?) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак?). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами.
  3. На вопросы, поступившие на сайт «Воцерковление.ru» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью.

Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма

16_konrov
 16_konrov
 usolcev_b
 kucenko_b
 kucenko_b
Игумен Нектарий (Морозов) Священник Анатолий Коньков Протоиерей Димитрий Усольцев
 Священник Василий Куценко
 Священник Димитрий Васильев
Задать вопрос

Меня смущает то, что огромная часть произведений создана людьми страстными, зараженными теми или иными грехами, и это невольно передается душе ребенка, настраивает ее изначально не на тот лад Наталия Петровна

Мой вопрос касается воспитания детей и отношения к искусству и литературе. С одной стороны, искусство служит для так называемого утончения души, восприятия прекрасного, так же, как классическая литература учит лучше понимать людей, отношения. Существует мнение, что это является подготовкой к восприятию нематериального, духовного. Однако меня смущает то, что огромная часть произведений создана людьми страстными, зараженными теми или иными грехами, и это невольно передается душе ребенка, настраивает ее изначально не на тот лад. Посоветуйте, пожалуйста, как соблюсти баланс между так называемой светской образованностью и сохранением души в чистоте.

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Не забывайте, что многие святые отцы, особенно первых веков христианства, были обучены в языческих учебных заведениях, в которых изучали лучшие образцы философии, риторики, культуры, искусства. При этом они (отцы) остались преданными истинному Богу, а свои знания использовали во благо Церкви, используя, например, философскую терминологию для выражения христологических догматов. Кроме того, знание языческой культуры помогло охристианизировать многие языческие праздники.

Конечно, нужно помогать ребенку делать правильный выбор, особенно на пути становления личности христианина. Воспитывайте в ребенке правильное восприятие того, что он видит, слышит, изучает, преломляя все через призму христианства, и он не настроится «не на тот лад».

Вам помогла эта информация? Да Нет
Я долгое время не был на исповеди, и когда исповедался из за волнения забыл про грехи, ненамеренно скрыл их, и не помню про какие говорил, а какие не назвал. Как мне быть теперь? Иван

Я долгое время не был на исповеди, и когда исповедался из за волнения забыл про грехи, ненамеренно скрыл их, и не помню про какие говорил, а какие не назвал. Как мне быть теперь?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Человеческая природа была повреждена после грехопадения. Грех наносит непоправимый вред душе, отдаляя от Создателя, ограничивая возможность восприятия Божественной благодати, которая необходима каждому для спасения. Для уврачевания такой раны Господь дал возможность людям приносить покаяние. В Таинстве исповеди исповедующийся получает от Бога прощение, и, тем самым, происходит примирение с Богом и Церковью.

Иногда случается, что многие грехи, которые мы совершаем, невозможно вспомнить сразу. Возможно, Господь чудесным образом придерживает нашу память, чтобы мы не успокаивались, поисповедавшись, а, вспомнив какие-то еще свои прегрешения, вновь и вновь приступали к спасительному Таинству. Таким образом мы постепенно начинаем осознавать и чувствовать, что без покаяния не можем уже жить.

Если Вы по каким-либо причинам не открыли грех на исповеди, то не стоит унывать. Каждый день в храмах совершается Таинство Покаяния, можно прийти и рассказать то, что вспомнили. Если же Вы не помните, что именно говорили, то можно, предварительно написав что-то вроде шпаргалки, рассказать обо всем сначала. Лучше повторить, чем о чем-то умолчать. Чтобы подготовиться к исповеди, нужно знать евангельские заповеди. Можно воспользоваться литературой, предлагаемой сейчас в большом разнообразии в храмах.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Я воцерковилась почти 3 года назад. До этого вела нечестивую жизнь. Весь период воцерковления был очень тяжелый Татиана

Я воцерковилась почти 3 года назад. До этого вела нечестивую жизнь. Весь период воцерковления был очень тяжелый. Моя жизнь в Церкви в эти годы: падения и подъемы, панический страх перед исповедью и Причастием, не дающие покоя ошибки прошлого, ненависть к себе, мысли об одиночестве. Я очень болезненно на все реагирую, если совершила грех, то долго не могу прийти в себя. Моменты надежды и радости быстро сменяются срывом и слезами. Срыв происходит из-за воспоминаний о прошлой жизни. Мне кажется, что я говорила о грехах общими словами. Поверьте, я не хочу быть унылой. Вчера я пролежала в кровати весь день, не хотелось вставать, жить не хотелось. Я не вижу выхода. Прошу помогите, что мне делать?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс. 41, 6)

Состояние, описанное Вами, Вы совершенно точно определяете как уныние. И это, увы, печальная реальность нашего времени: люди унывают, как бы боятся собственной жизни, не доверяя при этом Богу. Действительно, по учению святых отцов Церкви, уныние — это потеря той духовной радости о Боге, которая питается надеждой на Его милосердие. В таком состоянии у христианина, идущего по пути спасения, пропадает желание и любовь к молитве, появляется чувство глубокой тоски, которое не пропадает, а со временем становится постоянным. К тому же появляется ощущение одиночества, оставленности всеми и даже Богом.

По словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». А святитель Иннокентий Херсонский среди причин, приводящих к унынию и отчаянию, называет самолюбие, прекращение деятельности, а также различные печальные обстоятельства жизни (смерть близких, «потеря чести, достояния и других несчастных приключений»), которые должны проходить со временем, но если человек предается печали, то появляется дух уныния.

Но нельзя смиряться с таким состоянием души. Уныние, как и всякая земная скорбь, преодолимо с помощью Божией, ведь Господь Сам говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал,— таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вас так отягощает уныние, возможно, оно является следствием прошлой «радостной» жизни. И выход из Вашей ситуации есть — он в борьбе, которая на духовном «фронте» заключается в понуждении себя к молитве. Например, преподобный Нил советует во время нападения духа уныния молиться что есть силы, и «во время молитвы повергаться лицеем». То есть молитва должна быть соединена с понуждением и исходить из смиренного сердца. Смирение же человек может обрести в Таинстве исповеди.

Вам обязательно нужно, при нападении такого состояния, как можно чаще исповедоваться. И если Вы чувствуете, что ваши прежние исповеди были неполными, то расскажите подробно на ближайшей исповеди обо всем, что вас гнетет. От Вашей искренности во многом зависит результат. А страх перед исповедью потому и возникает, что Вы не можете, по-видимому, раскрыть свое сердце хотя бы немного. Как только понудите себя поисповедоваться без саможаления и оправдания своих поступков, сразу получите в руки мощнейшее оружие против уныния — хорошую исповедь.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Батюшка, ответьте, пожалуйста, позволительны ли супружеские отношения во время сплошных седмиц? Геннадий

Батюшка, ответьте, пожалуйста, позволительны ли супружеские отношения во время сплошных седмиц?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Бывают седмицы, когда такие отношения невозможны: Святки и Светлая. Каждый день этих седмиц является праздничным, поэтому необходимо воздержание, чтобы все силы христианина ― и душевные, и телесные ― были обращены на переживание духовной, а не плотской радости.

В седмицу Сырную (Масленица) супружеские отношения также невозможны ввиду непосредственной близости Великого поста. Богослужение в эти дни уже содержит покаянные песнопения. Кроме того, на этой седмице уже положены первые «великопостные» поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина (в среду и пятницу). В другие сплошные седмицы — Мытаря и фарисея и Троицкую — ограничений нет.

Кроме того, необходимо напомнить, что супружеское воздержание положено накануне среды и пятницы, воскресных дней, двунадесятых и великих праздников, в продолжении всех постов, накануне и в дни Усекновения главы Иоанны Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), а также в период приготовления ко Святому Причащению.

Вам помогла эта информация? Да Нет
У меня заболел серьезно муж. Мы живем в Финляндии, и мне не к кому обратиться. К какому святому я могу обратиться с просьбой о скорейшем вы-здоровлении любимого человека? Елизавета

У меня заболел серьезно муж. Мы живем в Финляндии, и мне не к кому обратиться. К какому святому я могу обратиться с просьбой о скорейшем вы-здоровлении любимого человека?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Благодарю Вас за вопрос, который является насущным не только для Вас, но и для многих православных, живущих за пределами канонической территории Московского Патриархата.

Поскольку Вы живете не так далеко от России, и в Финляндии есть много храмов Русской Православной Церкви, Вам, прежде всего, нужно подумать о том, как этому человеку исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Это Таинства, которые необходимы не только болящему, но и всякому человеку, ведь только в Причастии мы получаем от Бога ту благодать, без которой человеку трудно прожить. Постарайтесь найти православный приход и отвести дорогого Вам человека в храм, а если это невозможно по его физическому состоянию, то пригласите священника домой.

Молиться же можете Господу, Богородице, а также тем святым, которых Вы почитаете. Попробуйте найти «Канон за болящего», который можно читать в любое время. Часто в болезни обращаются к святому великомученику Пантелеимону-целителю с просьбой о выздоровлении, о его ходатайстве о нас пред Богом. Но нужно помнить, что любая молитва — это общение с Богом, это просьба, которая исходит из глубины души. Поэтому твердая вера и ревностность будут главными помощниками на пути к выздоровлению любимого Вами человека.

Вам помогла эта информация? Да Нет
У меня в душе такое смятение: моему сыну Кириллу 2 года. Сегодня первый раз повела его на причастие Лиля

У меня в душе такое смятение: моему сыну Кириллу 2 года. Сегодня первый раз повела его на причастие. До этого мы посещали храм по мере возможности, не так уж и часто, но малышу нравилось, он научился креститься, сам ставил свечи, прикладывался к иконам и кресту в конце службы. В храм шел охотно. Но сегодня перед причастием так раскапризничался, тянул меня за руку, чтобы уйти. Когда увидел батюшку с Чашей, то подойти не захотел, как я его не уговаривала. В результате его причастили, можно сказать, насильно. Так он и вышел из храма хмурый. У меня у самой в душе противоречивые чувства. Что я сделала не так? Дома я рассказывала ему про причастие. Я очень рада, что его причастили, но, боюсь, что он запомнит этот момент отрицательно, и в следующий раз опять побоится. Что мне делать?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Ваша проблема не нова. В жизни, наверное, каждого ребенка бывают моменты, когда он испытывает нежелание принять Святое Причастие. Причины для этого могут быть разные. Главное — не бояться трудностей, возникающих на любом этапе собственного воцерковления и духовного воспитания детей.

Прежде всего, нужно ребенка водить в храм регулярно, а не от случая к случаю. Так же регулярно он должен причащаться. Если ребенок ходил, пусть даже охотно, в храм, но до двух лет ни разу не причащался, то вполне понятна его реакция: он просто испугался, как могут пугаться даже взрослые люди того, что им неведомо. Поэтому старайтесь посещать богослужения хотя бы раз в неделю, чтобы Ваш сынишка научился приобщаться Святых Таин. Возможно, такая реакция на священника с Чашей и повторится, но из опыта известно, что ребенок быстро осваивается и перестает неадекватно реагировать.

Еще более полезным будет видеть ребенку, как Вы причащаетесь сама. Так он удостоверится, что ничего плохого ему не «предложат». И не оставляйте молитв о своем сыне, потому что молитва матери — самая сильная, она, порой, творит такие чудеса, о которых мы и не подозреваем.


Вам помогла эта информация? Да Нет
В минуту сильной тревоги за здоровье младшего сына я дала обет не пользоваться декоративной косметикой (т.к. считала тщеславие и пристрастие к внешности одними из наибольших своих грехов). Но недавно мой муж выразил свое недовольство моим внешним видом Юлия

В минуту сильной тревоги за здоровье младшего сына я дала обет не пользоваться декоративной косметикой (т.к. считала тщеславие и пристрастие к внешности одними из наибольших своих грехов). Но недавно мой муж выразил свое недовольство моим внешним видом. Он знает о причине, и вначале не возражал против обета. Но он всегда придавал немалое значение моей внешности и был против моего отказа от употребления косметики. Мой муж не требует нарушения обета, но я знаю, что он подавляет свое недовольство. После его замечания у меня появилась тревога о том, что со временем я могу потерять привлекательность для мужа…

Отвечает священник Василий Куценко, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова

Даже в минуту сильной тревоги не стоит вступать с Богом в отношения по схеме: «Ты мне — я Тебе». То, что допустимо с людьми, некоторый взаимовыгодный обмен — никак не возможно с Богом, Который является подателем всех благ, и дает их не в силу договоренности, но по Своей милости и человеколюбию. Один раз, в Таинстве Крещения, мы уже дали Богу обещание исправлять свою жизнь. Даже если это произошло в младенчестве, обеты Крещения не перестают действовать всю нашу жизнь. Поэтому лучше не связывайте себя какими-то дополнительными обещаниями, которые зачатую все равно не выполняются, но старайтесь делать то, что ожидает Бог от каждого крещеного человека — молитесь Богу о милости к Вам и Вашим близким и искореняйте любой свой грех.

Как Вы и сами пишете, стремление к внешней красоте, которое перерастает в «пристрастие к внешности» является грехом (особенно если учитывать какое количество времени в «погоне за модой» готовы тратить современные люди на посещение магазинов и салонов красоты). Но декоративная косметика создает лишь видимость красоты. Такое искусственное совершенство не имеет ничего общего с тем совершенством, к которому призывает нас Господь Иисус Христос: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Апостол Павел пишет: Пребывайте совершенны и исполнены всем, что угодно Богу (Кол. 4, 12). Речь здесь идет о совершенствовании в добродетельной и богоугодной жизни во Христе, о совершенствовании в вере, в любви и духовном возрастании, а не о стремлении к внешнему «косметическому» совершенству.

Вы пишете, что муж всегда придавал Вашей внешности «немалое значение», и Вы сами боитесь «потерять привлекательность для мужа». Но ведь внешности человека свойственно изменяться, особенно со временем, и это вовсе не препятствие для искренней любви в семье: ведь чем старше становятся муж и жена, чем больше времени они прожили вместе, тем больше «ниточек» их связывает. Возможно, в этой ситуации ключ к взаимопониманию в том, чтобы супруг почувствовал, насколько серьезно Вы относитесь к взаимоотношениям с Богом, что христианство, борьба с грехом для Вас не пустой звук, а смысл и цель жизни. Наверное, настанет такой счастливый день, когда он увидит, что рядом с ним живет духовно красивый и душевно привлекательный человек.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Правда ли, что люди, которые являются друг другу кумовьями, которые в паре крестили ребенка, в дальнейшем не могут быть вместе, создать семью? Алексей

Правда ли, что люди, которые являются друг другу кумовьями, которые в паре крестили ребенка, в дальнейшем не могут быть вместе, создать семью?

Отвечает протоиерей Димитрий Усольцев — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Препятствием к браку может служить духовное родство. Здесь можно руководствоваться 53-м правилом Трулльского Собора и Указом Синода от 19 апреля 1873г.: «В родстве духовном брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми и с родителями сих последних, т. е. крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с самыми крестниками или крестницами, ни с их родными отцом и матерью. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак, только нужно об этом предварительно испрашивать разрешения Епархиального начальства».

В Вашем случае нет препятствий к вступлению в брак, но было бы правильно предварительно посоветоваться со своим духовником.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Священник благословил меня в пост читать каждый день по кафизме из Псалтири. До сих пор я выполняла это правило, но теперь у меня начались "критические дни", а я слышала, что в это время женщина-мерзость перед Богом и не имеет права ходить в храм Ирина
Михаил

Священник благословил меня в пост читать каждый день по кафизме из Псалтири. До сих пор я выполняла это правило, но теперь у меня начались "критические дни", а я слышала, что в это время женщина-мерзость перед Богом и не имеет права ходить в храм, прикасаться к святыне, читать священные книги и молиться, так как молитва ее – не угодна Богу. Как быть женщинам, у которых многолетние кровотечения? Им нельзя ходить в храм, причащаться, молиться никогда?

Отвечает протоиерей Димитрий Усольцев — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Запрет на посещение храма женщиной в «нечистоте» восходит к ветхозаветной традиции, которая предписывала женщине время очищения проводить в уединении. Проявление физиологической «слабости» рассматривалось как признак падшей природы человека. Однако, по Своем Воплощении, Господь очищает свое творение (Деян.10:15). На данную тему есть множество авторитетных мнений отцов Церкви, таких как святитель Климент Римский, святитель Афанасий Александрийский. Святитель Григорий Двоеслов пишет следующее: "Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню? … И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие".

Не посещение храма женщиной во время «очищения» является благочестивой традицией, а не каноном Церкви, и тем более не стоит отвращать себя от домашней молитвы. Мысль о том, что «в это время женщина – мерзость перед Богом и молитва ее не угодна Богу» крайне неверна и не должна вводить Вас в смущение. Если же такое состояние является следствием заболевания, то тем более стоит усилить свои молитвословия ко Господу, чтобы получить прощение своих грехов и исцеление.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Хотел бы Вам задать вопрос о ежедневном чтении Священного Евангелия. У меня есть Священное Евангелие синодальной типографии г. Санкт-Петербурга, изданное в 1901 году Алексей

Хотел бы Вам задать вопрос о ежедневном чтении Священного Евангелия. У меня есть Священное Евангелие синодальной типографии г. Санкт-Петербурга, изданное в 1901 году. В конце книги имеется "Указание евангельских чтений на все дни года", в нём подробно описывается, из какой главы и какой стих нужно читать каждый день каждой недели, начиная с недели Пасхи. Могу ли я начать читать эти стихи сейчас, т.е. не с начала года и вообще могу ли я их читать?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Чтение Священного Писания, в т.ч. Евангелия — необходимость для каждого христианина. Ведь это не простая книга, а богодухновенная, т.е продиктованная Самим Богом. Обычно Евангелие читают по одной главе в день во время утреннего или вечернего правила, или в другое удобное время. Причем читать его можно стоя (если позволяет здоровье), а вот толкование, разбор текста и прочее — можно читать сидя, т.к. это займет больше времени, чем простое прочтение, да и удобнее будет изучать за столом. Перед чтением Евангелия нужно хорошо помолиться об уразумении прочтенного.

Начинать чтение можно в любой день, независимо от времени года, равно как и с любого места. Главное, чтобы чтения эти были систематическими, без перерывов, чтобы Слово Божие через прочтение всегда было с нами.

Вам помогла эта информация? Да Нет