1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Азы православия

Уважаемые братия и сестры!

Если Вы хотите задать вопрос священнику, мы просим Вас учитывать следующее:

  1. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.
  2. Очень много писем содержат вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит?) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак?). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами.
  3. На вопросы, поступившие на сайт «Воцерковление.ru» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью.

Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма

16_konrov
 16_konrov
 usolcev_b
 kucenko_b
 kucenko_b
Игумен Нектарий (Морозов) Священник Анатолий Коньков Протоиерей Димитрий Усольцев
 Священник Василий Куценко
 Священник Димитрий Васильев
Задать вопрос

Почему кровосмешение это грех? Дмитрий

Почему кровосмешение это грех?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Для того чтобы стало яснее, почему то или иное деяние является грехом, нужно знать вообще, что такое грех. Грех (греч. amartia ошибка, промах, мимо цели) — повреждение человеческой природы, болезнь души, вызванная нарушением Божией воли, Его заповеди. Самый первый человек был изгнан Богом из Рая за совершение греха — неисполнения единственной заповеди о невкушении плода с древа познания добра и зла. Господь предупредил Адама: в день, в который ты вкусишь от него [от дерева познания добра и зла], смертью умрешь (Быт. 2,17).

Впоследствии Бог дал людям иные заповеди. Нарушения их в разные времена приводили богоизбранный народ к страшным бедствиям. Бог, посылая пророков, давал понять, что нужно делать, чтобы бедствия прекращались. Народ отходил от своих злодеяний, внимая словам Божиим, и благоденствие восстанавливалось.

В книге Левит (18 гл.) как раз говорится о грехе кровосмешения, т.е. близостью между родственниками по плоти. Кроме этого в той же главе указывается на грех мужеложства, скотоложства и прелюбодеяния. Господь говорит: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5); если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего (Лев. 18. 29).

Установление Господне дано не случайно: до того времени, когда давалось такое предписание, совокупление между близкими родственниками не считалось грехом: иначе не могли бы расселиться люди, произошедшие от Адама и Евы. С этого момента Господь запретил подобные отношения, чтобы избежать разврата, который имел место у язычников, среди которых жил израильский народ. Совместное проживание родственников, видимо, становилось соблазном для многих людей, от чего Господь и решил оградить, дав такую заповедь.

Понятно, что в наше время доводы Священного Писания, к сожалению, для большинства людей выглядят неубедительно. Но все-таки серьезное рассмотрение этого вопроса не может не привести нас к простому выводу: отношение к тяжким порокам является своеобразной мерой человечности. То есть насколько конкретный человек принадлежит к человеческому роду, можно определить по степени его сочувствия так называемым содомским грехам. Вопрос этот отнюдь не праздный, поскольку, начиная с 50-х годов прошлого столетия, в культуре наметилась тенденция своеобразного оправдания такого вида греха; сглаживаются углы, проблема переводится в психологическую плоскость. Но хотят того или нет апологеты нравственной «свободы», каждый из нас наделен сильнейшим иммунитетом против любой формы порока. Сломать иммунитет можно, но тогда, как уже говорилось, человек теряет свой облик.

Об этом не стоило бы много говорить, если бы это не касалось религиозного мировоззрения. Христианство изменило мир раз и навсегда. И с тех пор человек боится совершить грех не потому, что ему Бог запретил, но потому что нравственная планка для людей была поднята две тысячи лет назад на высоту непосредственного общения с Богом. Представьте себе, что Ваш любимый близкий друг пал в нравственном смысле, тогда Вы (нравственный человек) будете испытывать чувство невероятной горечи. Но если и друг Вас любит, то он постарается не делать даже того, что очень сильно его влечет, но приведет к печали, скорби и, возможно, окончательному разрыву дружбы.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Среди святых Православной Церкви есть мученики, преподобные, святители, блаженные. Почему принято разделять святых на такие «категории»? И на основании чего делаются эти различия? Алексей

Среди святых Православной Церкви есть мученики, преподобные, святители, блаженные. Почему принято разделять святых на такие «категории»? И на основании чего делаются эти различия?

Отвечает священник Василий Куценко, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова

Различие, прежде всего, заключается, если так можно выразиться, в форме их жизненного христианского подвига. Мученики — те, кто отдал жизнь за Христа. Практически все первые святые Древней Церкви — мученики, пострадавшие во время гонений от языческой Римской империи. В России также есть мученики — первыми русскими мучениками были святые Феодор и Иоанн, убитые язычниками-киевлянами еще до Крещения Руси. В XX веке Русская Церковь явила целый сонм новомучеников и исповедников, пострадавших от безбожной власти. Пример — семья последнего российского императора Николая II, преподобномученица великая княгиня Елисавета, священноисповедник Патриарх Тихон, священномученик Владимир, митрополит Киевский.

Некоторых святых Церковь прославляет наряду с апостолами, ближайшими учениками Христа, трудившимися на ниве проповеди христианской веры. Русскими равноапостольными являются святая княгиня Ольга, которая приняла христианство и много сделала для его распространения на Руси, и святой князь Владимир, при котором и была крещена Киевская Русь в 988 году. Почитаются как равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности.

Святители — высшие церковные иерархи, управлявшие Церковью. Наиболее чтимые русские святители — киевские и московские митрополиты, а затем и патриархи. Например, московские митрополиты Петр и Алексий. В Саратовской епархии особенно почитается святитель Иннокентий Саратовский и Пензенский.

Преподобные — монахи, которые стяжали святость своим аскетическим подвигом. Наиболее чтимые русские преподобные — Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Особенным для Русской Церкви является подвиг юродства (хотя юродивые есть и в греческих церквах). Принятие на себя ради Христа внешнего безумия, чтобы через это попрать гордость и тщеславие,— вот признаки юродства. Особенно известен среди русских юродивых блаженный Василий Московский.

В особый лик святых в Русской Церкви выделены благоверные князья, а также страстотерпцы. Прославление русских князей можно сопоставить с прославлением в Византийской Церкви в лике святых императоров, особенно много сделавших для блага Церкви, а также для борьбы с ересями и расколами (например, супружеская императорская чета — Юстиниан Великий и Феодора). В России княжеский подвиг особенно выделяется во времена татаро-монгольского ига — святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской и др. Есть также князья-страстотерпцы, например святые Борис и Глеб, дети равноапостольного князя Владимира, убитые своим старшим братом. И князья-иноки, прославившиеся своей монашеской жизнью, например — Даниил Московский, основатель Свято-Даниловского монастыря.

Есть ли разница между святыми в «степени их святости»? Если мы обратимся к Священному Писанию, то можем увидеть слова Христа в притче о сеятеле, когда семя, упавшее на добрую землю, то есть в человеческую душу, принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф. 13, 8). Известны слова святого апостола Павла: Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 40–41). Но это не означает того, что молитвы одних святых Бог слышит лучше, а других хуже, это не означает и того, что помощь одних святых действеннее, а других нет. Каждый святой прославлен Богом, каждый святой стяжал в своей жизни благодать Божию и является для нас примером истинно христианской жизни.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Когда крестили первых христиан, то святых еще не было, и их крестили, наверное, с их собственными именами. Почему же нельзя теперь? Откуда пошло правило обязательно крестить с именем какого-либо святого? Виктор

Когда крестили первых христиан, то святых еще не было, и их крестили, наверное, с их собственными именами. Почему же нельзя теперь? Откуда пошло правило обязательно крестить с именем какого-либо святого?

Отвечает священник Василий Куценко, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова

Действительно, в Древней Церкви люди крестились с теми именами, которые были даны им при рождении. Традиция наречения при Крещении имен прославленных Церковью святых возникает и прочно входит в церковную практику позднее. Такое наречение имеет глубокий смысл. Во-первых, возникает духовная связь между человеком и его святым покровителем, когда человек молится своему святому. Во-вторых, житие этого святого должно служить духовно-нравственным примером христианской жизни для человека. Святой апостол Павел обращается к христианам: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Апостол призывает нас подражать святым, потому что святые явили пример жизни во Христе, пример исполнения двух главных заповедей — любви к Богу и любви к ближнему.

В настоящее время священник нарекает крещаемому то имя, которое было дано ему родителями. Святой покровитель с таким именем выбирается или самими родителями (и о сделанном выборе сообщается священнику), или же вместе с батюшкой по православным святцам во время беседы перед Крещением. Бывают ситуации, когда родители дают такое имя ребенку — например, Руслан, Алена, Оксана,— которого нет в православных святцах. Тогда священником с согласия родителей подбирается созвучное имя: Руслан-Роман, Алёна-Елена, Оксана-Ксения.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Что такое Антипасха и антидор? Семен

Что такое Антипасха и антидор?

Отвечает протоиерей Димитрий Усольцев — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Антипасха — православный христианский праздник, чтимый Церковью в следующее воскресенье после Пасхи. Он также называется Фоминым воскресеньем, а неделя после воскресенья — Неделей о Фоме. Такое название связано с воспоминанием явления воскресшего Господа Иисуса Христа «после восьми дней» Своим ученикам. Апостола Фомы не было с ними при этом, и он не мог поверить рассказам о явлении Спасителя: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).

Праздник раскрывает перед верующими три значимых момента. Первый — это утверждение веры в истинности Воскресения Иисуса Христа. Важнейшим здесь является исповедание апостолом Фомой Христа Богом: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). Как воспевает Святая Церковь, «Блаженный близнец церковную веру утверждает». Второй момент касается обновления всего творения Воскресением Господа Иисуса Христа. В беседе на Антипасху святитель Григорий Богослов говорит об этом так: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!». И, наконец, третий момент, исторический, касается крещения оглашенных. В практике древней Церкви крещение готовящихся принять это святое Таинство совершалось за Божественной литургией в Великую Субботу или в сам день Пасхи. Новокрещеные первые восемь дней ходили в светлых одеждах и только на Антипасху их снимали. Есть мнение, что именно поэтому седмица после Пасхи носит название Светлой.

Слово «антидор» переводится (от греческого «анти» — вместо, «ди орон» — дар) как вместодарие — это части просфоры, из которой во время проскомидии был вынут Святой Агнец. По окончании Божественной литургии антидор раздается молившимся прихожанам, не причастившимся Святых Христовых Таин. В древней Церкви существовала традиция приобщаться Святых Христовых Таин всем молящимся за Божественной литургией. Обычай раздавать антидор возник тогда, когда эта традиция стала ослабевать, чтобы не оставлять верующих без евхаристического участия. Святитель Симеон Солунский говорит об этом следующее: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Вам помогла эта информация? Да Нет
У нас есть традиция ходить на Литургию натощак даже если не приступаем к таинству Причастия. Относится ли это "натощак" и к тому, что нельзя утром выпить воды? Елена

У нас есть традиция ходить на Литургию натощак даже если не приступаем к таинству Причастия. Относится ли это "натощак" и к тому, что нельзя утром выпить воды? Это особенно актуально в жару этим летом. Можно ли утром, перед службой, выпить воды? А антидор, который раздают после службы, и просфоры взять с собой домой и съесть на следующий день утром?

Отвечает священник Анатолий Коньков — клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова

Евхаристический пост — строгое воздержание от пищи — установлен для желающих принять Святое Причастие. Исключение составляют случаи тяжелых заболеваний, когда существует необходимость в периодическом приеме лекарств и (иногда) вкушения после них хотя бы небольшого количества пищи. Поэтому если человек не собирается причащаться, но просто приходит на Литургию, чтобы помолиться — держать такой пост необязательно.

Другое дело — благочестивый обычай не вкушать пищи до окончания Литургии, для того чтобы с благоговением принять антидор или просфору. Думаю, не будет ничего страшного, если, даже выпив простой воды и придя на Литургию, Вы по её окончании примете просфору со святой водой, тем более, если речь идет о здоровье.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Батюшка, скажите, пожалуйста, канонизированы ли Оптинские новомученники - иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт? р.Б. Анастасия
Михаил

Батюшка, скажите, пожалуйста, канонизированы ли Оптинские новомученники - иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт? Слышала, что есть свидетельства мироточения их крестов, что они горячо отзываются на молитвы православных и всегда помогают, я даже видела икону этих новомученников. Но в своем Храме я не могу заказать им молебен. Мне отказывают, на том основании, что они не причислены к лику святых. Неужели это правда? Как быть в таком случае? Могу ли я молиться этим новомученникам?

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Да, это правда, оптинские новомученики еще не канонизированы Православной Церковью и молебны им служить пока нельзя. Однако, история Церкви знает немало случаев, когда почитание святых начиналось задолго до их официальной канонизации, как, например, в случае с блаженной Ксенией Петербургской. За убиенных иноков можно заказывать панихиды, к ним можно обращаться в своих молитвах. С одной стороны, даже хорошо, когда почитание опережает канонизацию. К канонизации святого Церковь подходит естественно, уже почувствовав помощь угодника Божия, хотя мироточение и прочие чудеса являются глубоко второстепенными факторами в таких случаях.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Батюшка, объясните пожалуйста настоятель(настоятельница) монастыря и игумен(игумения) это обычно одно и тоже духовное лицо? Игумен и архимандрит это монашеские звания? Если можно поподробнее Ксения
Михаил

Батюшка, объясните пожалуйста настоятель(настоятельница) монастыря и игумен(игумения) это обычно одно и тоже духовное лицо? Игумен и архимандрит это монашеские звания? Если можно поподробнее. Заранее прошу извинить меня, если что не так.  Прошу также принять мою искреннюю благодарность с наилучшими пожеланиями всем участникам, организаторам и благотворителям сайта. С уважением, Ксения.

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Игумен, игумения - (с греч. «ведущий») — настоятель (настоятельница) православного монастыря

Изначально игумен не обязательно был священником, позже стали избираться только из числа иеромонахов.

В 1764 году по Манифесту о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трём классам; глава монастыря третьего, низшего класса стал называться игуменом. Отличие его от архимандрита (с греч. «начальник пещеры», настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию с «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру.

В XX — начале XXI вв. в Русской православной церкви игуменство давалось в награждение монашествующему священству (сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывалось с участием в управлении монастырём. Только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.

В 2011 г. Архиерейский собор Русской православной Церкви, приняв предложение Патриарха Кирилла, отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырём. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Непротивление злу-ударили по левой щеке подставь правую.Но ведь безнаказанность порождает вседозволенность Геннадий
Михаил

Непротивление злу-ударили по левой щеке подставь правую.Но ведь безнаказанность порождает вседозволенность.И не является ли грехом не защита своего тела-храма души от посягательств других людей.

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Не дерзну с этих позиций комментировать Евангелие: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52), и тем более не берусь обвинять безропотных мучеников за Христа в том, что они умножали вседозволенность. Сила Христова в немощи совершается, но только когда немощь эта ради Христа и за Него, и Он Сам даст тогда «уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся»(Лк.21:15) Физическое поражение в этом случае всегда оборачивается победой духовной и нравственной. То, как преподобный Серафим встретил разбойников и дал им себя искалечить достойно восхищения и ревности духовной, но можно вспомнить и преподобного Сергия, благословившего двух монахов на участие в битве с татарами. И поступок священника, раскидавшего в разные стороны хулиганов, пытавшихся обидеть его матушку, достоин если не похвалы, то уважения. Одним словом, если дело касается только твоей личности – только степень духовной зрелости определяет наше отношение к обидчику и наши последующие действия, но когда хулят Христа и Церковь, обижают слабого, когда враг угрожает твоей отчизне, семье, вообще, всему, что тебе дорого – можно и даже нужно схватиться за что-нибудь тяжелое, для большей весомости достойного ответа. Хотя, и здесь возможны вариации. Опять же, все зависит от ситуации и нашего духовного возраста.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Помогите разобраться, кого считать своей Святой Покровительницей? Елена
Михаил

Помогите разобраться, кого считать своей Святой Покровительницей?
Имя дали родители просто потому, что оно им понравилось. Крещена была в начале 90-х, когда многие это делали. Теперь я верующий человек и меня этот вопрос волнует. Я родилась 5 августа. Сначала я считала своей покровительницей Святую царицу Елену (о других Святых с таким именем я даже не знала). Ближайшие к моему дню роождения именины 10 августа, когда прославляют новомученницу Елену (Асташикину). Но она прославлена после моего Крещения, но до того, как я стала верующей. Так кого мне считать своей Святой Покровительницей?

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Изначально вы считали Святую Царицу Елену вашей покровительницей? В таком случае, именно она ею и является. Посудите сами: она помогала вам своими молитвами, являлась вашей покровительницей, пока вы не узнали о других святых с таким именем, неужели она перестанет помогать лишь на том основании, что память новомученицы Елены несколько ближе ко дню вашего рождения, чем ее? А если через какое-то время прославят еще одну Елену, с памятью, скажем, 6 августа? Есть такая поговорка: «Старый друг лучше новых двух», тем более, что никто не запрещает, считая своим небесным покровителем царицу Елену, чтить память еще и новомученицы.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Скажите пожалуйста, в утреннем и вечернем правиле есть такие молитвы после которых написано "Поклон". Вот например из утреннего правила "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Мария
Михаил

Скажите пожалуйста, в утреннем и вечернем правиле есть такие молитвы после которых написано "Поклон". Вот например из утреннего правила
"Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)"
или молитвы о живых и усопших! Меня интересует следующее, когда написано поклон только надо кланиться, а креститься не надо или то и другое? Меня мучают сомнения по этому поводу, думаю вот если перекрещусь и потом поклонюсь, то не правильно читаю правило. А вот если только поклонюсь потом меня еще большие сомнения одолевают - вдруг между мной Господом лукавый встает в таком вот проявлении, что не перекрестилась! Ведь говорят что когда крестишься все не доброе рушиться!

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Ваше желание проявлять аккуратность и осмотрительность даже в мелочах весьма похвально. Конечно, нужно накладывать крестное знамение перед поклоном даже там, где это не указано. Это один из образов исповедания нами Христа Богом. Более того, креститься и кланяться нужно в начале и конце каждой молитвы, это вполне естественно и органично, хоть и не указано в молитвослове перед каждой молитвой и после нее. Единственное, о чем хочется вас попросить – не придавайте мелочам такого значения, которое заставляет вас мучиться и одолеваться сомнениями, иначе вся наша жизнь может вдруг стать одним огромным и непоколебимым камнем преткновения, состоящим из ничего не стоящих мелочей, который не даст нам пройти к той свободе, которую принес Господь. К этому однажды уже пришли иудеи, отрекшиеся от Христа. Они пропустили то, самое важное, что было когда-то в их религии, и пришли к сухому и многотомному своду категорических предписаний о том, на какой ноге сначала следует завязывать шнурки, и сколько шагов можно сделать в субботу, не согрешив. В главном - единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь, как сказал некогда блаженный Августин.

Вам помогла эта информация? Да Нет